Партийные взносы, поддержка государства или идеология?
На прошедшей недели Президент Украины Петр Алексеевич Порошенко успокоил «горячие головы» заявлением: мол, и президентские и парламентские выборы пройдут в сроки, обозначенные Конституцией, то есть в 2019 году.
Несмотря на оптимизм, присущий нашему Президенту, политики и эксперты высказывают сомнения в таком диагнозе. И считают: все может случиться значительно раньше! Ну, дальше идут «конспиралогические» теории, перечисление которых лишено всякого смысла.
А я, вот, о чем задумался. Любая политическая партия, вне зависимости от своих взглядов, априори ставит себе целью завоевание власти в стране, основываясь на конкуренции или сотрудничестве с другими силами. Такой конфликт предусматривает завоевание симпатии как можно большего количества людей – получения поддержки электората. Описал такие конфликт политолог Стейн Роккан, обозначив свою идею – теорией «кливажей». Кливаж в переводе с французского – раскол.
Всего Роккан выделил четыре базовых конфликта, а именно: «церковь против государства», «центр против периферии», «рабочий против владельца капитала» и «аграрный район против индустриального». И если присмотреться к окружающему нас миру, то справедливость выводов Роккана, изумляет своей точностью.
В соседней Польше правящая партия «Право и справедливость» служит примером клерикальной силы, призывающей к поддержке убеждённых католиков, которых в стране большая часть населения. По сути, теория «кливажей» присутствует в любой стране с развитой политической культурой. Но не в Украине! Хотя, вроде бы, есть такие признаки «кливажей», связанные с ушедшей в небытие Партией регионов и заменившей ее «Оппозиционным блоком». И первые, и вторые декларирует (декларировали) защиту рабочих украинской промышленности, хотя де-факто состоит из делегаций владельцев крупного капитала — иным словом, олигархов.
Замечу, что у истоков того же «Оппозиционного блока» стоял не кто иной, как олигарх Новинский. Впрочем, если мы посмотрим на избирательные фонды, победивших на выборах 2014 года партий, то убедимся: финансирование этих политических сил идет не со стороны протестующих избирателей, а за счет, так называемых «своих средств» и добровольных взносов. Примеры? Вот, они. «Батькивщина» – 109,5 миллионов гривен, из них свои средства – 2 миллиона, а 107,5 миллиона – добровольные взносы. Блок Петра Порошенко, Ну, тут, исключительно свои средства. Всего 97,4 миллиона гривен. «Самопомощь» – 27,4 миллионов гривен. Из них: 23,8 миллиона свои, 3,6 миллиона – добровольные взносы. Такая же ситуация и у Народного фронта, и у Радикальной партии Ляшко.
Ни для кого в Украине не является секретом, что существующие у нас партии, не являются отражением упомянутых выше «кливажей» (раскола) между центром и периферией, рабочим и капиталом, аграрных районов против индустриальных. Они - продолжение борьбы отдельных олигархических «кланов» за место у власти. Даже, несмотря на то, что и НАБУ, и Счетная палата, согласно Закону о политических партий обязаны контролировать партийные счета парламентских партий, получающих государственное финансирование. Впрочем, эта ситуация в высших эшелонах власти Украины точно укладывается в местную действительность.
В Одессе масса всяческих общественных движений, партийных ячеек на общегородском и региональном уровнях. Они появляются в разных местах и по любому поводу. Но лица активистов, мелькающих на телеэкранах, до боли знакомые. И сильно отличаются от действительно массового протеста одесситов, когда господин Гурвиц решил протащить новый Генплан развития города, наступив на болевые точки граждан «Южной Пальмиры». И это был признак настоящего раскола между властью и обществом. То, что Стейн Роккан окрестил словом «кливаж»….