Кто главнее: «застройщик» или архитектор?
После монолога Геннадия Труханова на аппаратном совещании в понедельник, меня тревожит один вопрос: кто в Одессе главнее – «застройщик» или архитектор?
Оставлю в стороне высказывания мэра по рекламе. В конце концов, никто и ничто не мешает городскому правительству обратиться к депутатам и выработать совместное решение в виде регуляторного акта, касательно размещения, вида и стоимости аренды места для рекламного «носителя». При этом можно создать, - на общественных началах, - комиссию из творческой интеллигенции, которая бы выработала «концепт» для разных улиц и районов Одессы. Разумеется, с точки зрения цельного образа улицы или микрорайона.
Дело это сложное, склочное и долгое. Но, - рано или поздно, - к этому придем. Столкновений между городом и предпринимателями в рекламном бизнесе можно и нужно избежать. Собственно, собственники, которые замещают свои «носители» на улицах и домах желают стабильных и точно просчитанных цен за аренду место, где размещают свою рекламу. И второе: долговременных договоров с городским правительством. Как по мне, так эти две составляющие, инструментарий, ликвидирующий, - после подписания сторонами документа, - спокойное сосуществование власти и бизнеса. Куда важнее, следующий «пассаж» Геннадия Труханова, назвавшего дома Кадорр груп, - многоэтажными «казармами».
Как по мне, так в «Южной Пальмире» на протяжении многих десятков лет ничего запоминающегося, - в виде архитектурного ансамбля, - не построено. Последние годы – тому доказательство. Что такое, к примеру, десятки «Жемчужин»? По сути, это клонирование на одесской почве многоэтажных муниципальных домов, того дешевого жилья, что строится в городах развивающихся и развитых стран мира. С той только разницей, что где-нибудь в Азии эти строения позиционируют, как жилплощадь для среднего класса и даже «элиты», а в Европе или Северной Америке, - для людей с низким достатком или полным его отсутствием.
Посмотрите, во что превратился район «Аркадии», начиная от площади Десятого апреля до побережья. Там, ведь, не только «Каддор» строит. Там возводят свои «многоэтажки» представители, практически, всех строительных компаний Одессы. Я не услышал ни от одного местного застройщика предложения о приглашении в город какого-нибудь известного архитектора с просьбой выдать проект, могущий стать украшением, и, - одновременно, - символом Одессы двадцать первого века. Кстати, и новые кварталы в разных частях «Южной Пальмиры», тому подтверждение. Мы не далеко ушли от унылой застройки «Черемушек» шестидесятых годов прошлого века. Просто «чешки» и «пятиэтажки» заменили на 12 и 16 этажей. В Одессу, как и во Львов, туристы приезжают не полюбоваться творениями современной архитектуры. Люди идут на ту же Дерибасовскую, чтобы сделать «селфи» на фоне отреставрированного тем же Русланом Тарпаном, здания гостиницы, где он сумел восстановить лепку на фасадах и фонари на углах отеля.
Другое дело, что бизнесмен не удержался нарастить еще два этажа. Но кто-то ему помешал? Хотя бы из того же градостроительного совета или департамента по защите исторического наследия. Словом, Труханов озвучил, в конце концов, то, о чем много лет говорили одесситы. Если мы хотим сохранить и приумножить традиции архитектурной Одессы, то собственники строительного бизнеса обязаны думать не только о своем кошельке, но и об уникальности города.