Попрошайки на одесских дорогах: кому должно быть стыдно? (видео)
Проезжая часть, как средство к существованию. Сегодня в Одессе картиной «зарабатывающих» на городских магистралях уже никого не удивить. То тут, то там можно увидеть людей, которые раздают визитки, собирают деньги на лечение родным и близким и просто просят подаяние у автомобилистов. Все бы ничего, если бы такой заработок был безопасным. Но, такие люди, ставят под угрозу не только свои жизни, но и безопасность автомобилистов.
Что вынуждает людей выходить на дороги, и кто может и должен им помогать, далее в репортаже «ГРАД»
Особое место среди дорожных просителей занимают люди, прикованные к инвалидным креслам. Их на магистралях Одессы встречал практически каждый. Прося подаяние на проезжей части, они маневрируют прямо посреди мчащихся машин. При этом люди находятся на своих, так называемых, «рабочих местах» в любую погоду – и в холод, и в сильную жару. С одним из таких людей мы попытались пообщаться на улице Балковской.
Елена Коваль, корреспондент: К сожалению, человек на инвалидном кресле не захотел с нами пообщаться и рассказать, что вынудило его выйти и работать здесь на дороге.
Не оставляем своих попыток. Улица Артиллерийская. Здесь на оживленном перекрестке мы встретили еще одного мужчину. На этот раз более разговорчивого. Мужчина поведал, что вынудило его выехать на дорогу и просить подаяния у проезжающих автомобилистов. Степень опасности такой работы мы ощутили на себе. Вести беседу нам пришлось прямо на проезжей части. Мужчина рассказал, что ногу потерял в результате пьяной драки своих знакомых, невольным участником которой он стал.
- Он в колено мне выстрелил, картечью. Получается это по глупой дреке? Это не моя драка, а их.
Инвалид признался, что родом он из Белявского района. Выйти на дорогу и попрошайничать мужчина, по его же словам, вынужден был в силу непреодолимых жизненных обстоятельств.
- Украли документы все. - Вы не пытались какую-то материальную помощь по инвалидности получить? - Поэтому и зарабатывают, хочу сделать пенсию, сделать документы. - Но вы хоть куда-то обращались? - В Белявский райотдел. - А родные, где ваши? - Есть у меня родные. Но я гордый.
Просить помощи у родных, утверждает наш собеседник, он не хочет.
- Я ни от кого не завишу. Я сам зарабатываю деньги. Честным трудом. - Но это же опасно здесь находиться! - Я понимаю, что опасно, но что рисковать уже. - Скажите, но вы на себя работаете? Или вы вынуждены часть денег кому-то отдавать?
- Не видно, что ли, что на себя. - Но говорят, что люди, которые работают, так как вы часто вынуждены с кем-то делиться. - Я ни с кем не делюсь.
Также дорожный проситель рассказал, что в хороший день его заработок составляет от 170 до 200 гривен. Деньги, как признался нам мужчина, он собирает. Хочет восстановить документы и начать новую жизнь. На эти цели, по его словам, ему необходимо накопить около 2-х тысяч условных единиц.
Как относятся одесситы к людям просящим подаяние на дорогах города, мы решили узнать у автомобилистов. Их мнения разделились. Одни считают, если люди оказались в сложной жизненной ситуации, следует проявлять к ним милосердие и оказывать посильную помощь.
- Вы знаете, я думаю, что не от хорошей жизни эти люди, понятно, что некоторые превращают это в бизнес, но эти люди не от хорошей жизни. Я им деньги не даю, если есть какая-то еда, я даю еду. Деньги я не даю в руки, потому что как правило, судя по запаху, судя по выражению лица, они могут тратить на алкоголь, или кто-то отбирает.
- Подаете ли им? - Когда, да. По возможности. Иногда, да, когда получается. Чаще всего да.
Другие признаются, никогда не подают таким просителям и считают их реальной угрозой на дорогах. А помогать им должны не автомобилисты, а соответствующие инстанции.
- Кто его знает, в каком он состоянии здоровья находится этот человек. Он может просто-напросто потерять сознание от голода, упасть на дорогу и водитель будет виноват.
- Водитель может пострадать больше, чем эти люди на самом-то деле из-за таких моментов. Опасно, опасно в любом случае.
- Попрошаек видел. Деньги не подаю. Думаю, что это не попрошайки. - А кто это? - Ну, такая есть версия, что это мафия выставляет их, чтобы они эти деньги просили и потом собирали.
Не одобряет подобных методов заработка и полиция.
Алла Марченко, пресс-секретарь управления патрульной полиции Одессы: В случаях, когда на перекрестках и дорогах улиц находятся люди попрошайки, когда это люди с явными признаками инвалидности, но находящиеся на проезжей части, это прежде всего опасно и создает угрозу для их жизни непосредственно, и мешает соответственно потоку транспорта.
По словам специалиста, в подобных случаях надо позвонить по номеру 102 и вызвать патруль или участкового.
Алла Марченко, пресс-секретарь управления патрульной полиции Одессы: На место подъезжают патрульные, которые проводят беседу с людьми, проверяют документы, в случае таких проблемных вопросов этих людей доставляют в отделение полиции для дальнейшей проведения работы. Но либо, как минимум, настойчиво просят удалиться с проезжей части, не подвергать себя опасности и не создавать проблем для водителей транспортных средств.
Причем, как подчеркнули в патрульной полиции, проблемы зачастую бывают не только сугубо механические.
Алла Марченко, пресс-секретарь управления патрульной полиции Одессы: Бывают, конечно, достаточно наглые лица, которые становятся так на проезжей части, мешают проезду транспорта с той целью, чтобы водители дали денег. Ну понятно, что больше они слушаются сотрудников полиции, поэтому вызывайте на место патруль, для того, чтобы применить меры, убрать человека с проезжей части и не подвергнуть никого к каким-либо проблемам на дороге.
Предложение всегда порождается спросом. Этот универсальный закон экономики подтверждается и в среде дорожных просителей. Пока существуют те, кто готов подавать, число просящих не уменьшится – поясняют психологи.
Ложное чувство ответственности, желание казаться щедрым и искупить подаянием темные закоулки биографии. Это и есть главные внутренние рычаги, движущие людьми, автоматически кладущими купюры в протянутую руку, подчеркивает специалист.
Алла Меерович, психотерапевт: Часто людей на такие поступки толкает псевдо-чувство ответственности. Люди имеют в нашей ментальности, православно-советской такой ощущение, что они виноваты, они чуть-чуть подадут и им зачтется – или на небесах или в карму.
Сами же попрошайки, зачастую, хорошие психологи – они знают приемы, как расположить и разжалобить даже самого предвзятого прохожего, заверяет наша собеседница.
Алла Меерович, психотерапевт: Иной раз люди, которые попрошайничают, ведут себя таким образом, что кажется, что они и вправду из АТО. Или бывает, выбирают такой тон разговора – ноющий, хнычущий, подделывают голос в общем-то под ребенка хнычущего, у которого очень много боли, и люди на это ведутся уже даже инстинктивно. К сожалению, это пока неискоренимо.
Благотворительность, вместе с тем, отмечает психолог, это не спонтанные подачки непонятно кому и непонятно на что, а ответственный, тщательно подготовленный выбор.
Алла Меерович, психотерапевт: Если хочешь иметь ответственность и вправду сделать доброе дело, тогда стоит пойти в детдом. И тогда стоит найти какой-то солидный фонд, посмотреть, и уже помогать достаточно адресно. Найти необеспеченного человека вокруг себя и тогда я понимаю, на какие цели идут мои деньги. Вот. Меня не разводят, я сама ответственна за это.
При этом психолог делает и исключения, считая, что при спонтанном желании помочь, подавать все-таки стоит пожилым людям, которые со своими порой раритетными, а чаще всего, никому не нужными вещами выходят на периферии рынков, чтобы хоть как-то свести концы с концами. во всех остальных случаях специалист призвала не маскировать, в первую очередь, для себя, псевдо-милосердие под подаяние мимоходом.