Ведутся работы по укреплению дамбы Хаджибейского лимана
Проблема разрушения дамбы Хаджибейского лимана стоит на повестке дня уже много лет. Пока ученые и инженеры обсуждали многочисленные, в том числе и разработанные еще в советское время, проекты понижения уровня воды в лимане, сооружение ветшало и теряло прочность. К вопросам укрепления дамбы и защиты города от подтопления вернулись и в этом году. О первых результатах работ – далее.
Построенная в тридцатые годы прошлого века дамба Хаджибейского лимана представляет собой насыпь на деревянных сваях, вбитых в илисто-песчаный грунт. Просачиваясь через земляное тело сооружения, особенно в период паводков, вода стремится наружу - вымывая грунт, провоцируя оползни и разрушая при этом дорогу. И такие ситуации специалисты фиксируют регулярно.
Олег Чижик, директор института ГП «Укрюжгипроводхоз»: Если раньше в зоне волнового воздействия дамба была облицована, за время эксплуатации дамбы, и благодаря тому, что в свое время накидали туда кучу разного рода блоков, эта облицовка была разрушена. То есть, ситуация в настоящее время радикально ухудшилась.
По мнению специалистов, Хаджибейская дамба должна стать капитальным гидротехническим сооружением, способным защитить город, устояв под натиском лимана. Пока же ведутся проектные и аварийные работы.
Олег Чижик, директор института ГП «Укрюжгипроводхоз»: На аварийные мероприятия деньги выделены. На все остальное, конечно, придется искать в областном бюджете, обращаться в республиканский бюджет, просить помощи депутатов, я не знаю. Там достаточно серьезные средства.
Олег Чижик подчеркивает: комплексные противоаварийные мероприятия – безусловно, необходимые, но не единственные меры, в которых нуждается дамба.
Олег Чижик, директор института ГП «Укрюжгипроводхоз»: А то мы вот в 2003 году поработали, потом успокоились и думали, что уже все проблемы решены. Но пришел 2015. 12 лет прошло. Следующий раз придет когда? Все гидротехнические сооружения требуют постоянной эксплуатации, постоянного ухода, постоянного ремонта и постоянного внимания к себе. Это не дешево, но оплачивается это тем, что мы живем на берегу моря.
Очередным препятствием для возведения новой капитальной дамбы стала идея использовать акваторию Хаджибейского лимана для расширения Одесского порта, которую впервые озвучили несколько лет назад. Проект активно лоббировался через научные круги и предполагал прокладку судоходного канала и свободное сообщение лимана с морем.
Олег Чижик, директор института ГП «Укрюжгипроводхоз»: это тоже миллиардные затраты. Этот вопрос, насколько я понимаю, не рассматривается по причине и отсутствия средств. И по причине того, что будет задето очень много – это переселение большого количества людей, это, собственно, изменение всей инфраструктуры порта. Это очень много вопросов, которые надо рассматривать, увязывать, и очень много заинтересованных лиц. Я думаю, что это очень сложный проект.
Еще один – проект глубоководного выпуска длиной 4 километра – был не только утвержден, но и более чем на 90% реализован к концу 2011 года. Все, что оставалось сделать компании, выполнявшей строительство – завершить работы, передать объект на баланс местных властей и вернуть уже потраченные средства. Сегодня ситуация может кардинально измениться. 31 марта исполком одесского горсовета назначил КП «Агентство программ развития» заказчиком проектирования и реконструкции станции биоочистки «Северная».
Геннадий Труханов, городской голова Одессы: Соединив ее с той трубой, которая сегодня не работает, мы позволим – первое: те сбросы, которые сегодня происходят, больше не производить в Хаджибейский лиман, очищая. А сбрасывать очищенные продукты в море. От этого будет еще чище море. Я уже не говорю про то, что мы решим или обезопасим сегодня раз и навсегда переполнение нашего Хаджибейского лимана.
Снижение уровня воды в лимане приведет к замедлению оползневых процессов на его берегах, но главное – позволит снять угрозу подтопления города.