Рыцари моря вернулись в Одессу
22 октября 1937 года в Одессу прибыли моряки из франкистского плена.
Вот что писала газета «Чорноморська коммуна» в этот день:
Вспоним: в 1936 году в Испании Народный фронт победил на выборах в кортесы (парламент страны) и сформировал республиканское правительство. Летом начался мятеж под руководством генерала Франко. Им оказали разносторонюю, в том числе военную, помощь власти Германии и Италии – Гитлер и Муссолини. В свою очередь, на стороне Мадрида выступили добровольцы из многих стран мира, знаменитые интербригады. Не остался в стороне и Советский Союз также оказывал испанским патриотам политическую, дипломатическую, экономическую и военную помощь.
«Комсомол» построен в 1932 году на Северной судостроительной верфи в Ленинграде, это было современное судно. Теплоход обслуживал линию Одесса – Ленинград.
Мезенцев был опытным судоводителем, уроженец Бердянска, выпускник Одесского морского техникума 1924 года.
Радостным событиям предшествовали весьма опасные, трагические, зимой 1936 года.
2 декабря 1936 года «Комсомол» ошвартовался в Поти, загрузил марганцевую руду, для доставки в бельгийский порт Гент. Вечером 13 декабря в море к теплоходу приблизился корабль без опознавательных знаков. Они запросили сведения о грузе и ушли. Уже 14 декабря, когда судно миновало траверз Алжира, подошел крейсер мятежников «Канариас» и приказал:
Вооруженные франкисты конфисковали все судовые документы и паспорта моряков, заставили экипаж покинуть судно.
Крейсер открыл огонь и потопил «Комсомол», выпустив 35 снарядов.
20 декабря 1936 года ТАСС сообщил:
О гибели судна писали Лев Кассиль и Алексей Толстой, ему посвящал стихи Александр Безыменский. Целые газетные полосы отводились сообщениям о митингах протеста, охвативших всю страну.
«Литературная газета» опубликовала отклик Михаила Булгакова:
Список экипажа теплохода «Комсомол»
1. Мезенцев Григорий Афанасьевич – капитан.
2. Кульберг Август Михайлович – 1-й пом. капитана.
3. Соловьев Эммануил Иосифович – ст. помощник.
4. Крамаренко Сергей Семенович – 2-пом. капитана.
5. Синицын Дмитрий Александрович – 4-й пом. капитана.
6. Павленко Назар Иванович – судовой врач.
7. Мартынюк Федор Михайлович – радист.
8. Дрен Федор Дмитриевич – ст. механик.
9. Евтушенко Николай Павлович – 2-й механик.
10. Климченко Георгий Несторович – 3-й механик
11. Ковальчук Иван Александрович – 2-й мех.
12. Галиченко Николай Васильевич – эл. механик.
13. Кричанский Михаил Семенович – моторист.
14. Васильев Вадим Флегмонтович – моторист.
15. Шнайдер Яков Натанович – матрос.
16. Носенко Дмитрий Митрофанович – моторист.
17. Вартоньянц Вартан Мркытович – моторист.
18. Вайчешвили Ираклий Ясонович – моторист.
19. Перлов Израиль Ефимович – моторист.
20. Сиренко Сергей Леонидович – моторист.
21. Коваленко Яков Романович – моторист.
22. Стефанов Иван Васильевич – моторист.
23. Медведев Николай Ильич – токарь.
24. Гасаненко. А.Г. – боцман.
25. Гайдаенко Иван Петрович – матрос.
26. Козуб Артем Иванович – матрос.
27. Науменко Виктор Гордеевич – моторист.
28. Шостак Константин Семенович – матрос.
29. Деменьев Виталий Васильевич – матрос.
30. Павленко Сергей Дмитриевич – матрос.
31. Кнутов Василий Никифорович – матрос.
32. Мельников Юзеф Семенович – матрос.
33. Дымченко Григорий Иванович – 3-й пом. капитана, в управлении Херсонского порта.
34. Пироженко Даниил Авраамович – старший повар.
35. Фоменко Мария Васильевна – дневальная.
36. Бацманова Татьяна Васильевна – буфетчица.
В Испанию в годы Гражданской войны ходили более десяти советских судов. Три – «Комсомол», «Тимирязев» и «Благоев» – погибли, шесть после задержания мятежниками были конфискованы.
Нужно отметить, пиратская операция не была случайной. Теплоход «Комсомол» первым доставил в Испанию 50 танков Т-26, боеприпасы и горючее. За успешное выполнение операции экипаж получил правительственные награды, а капитан, Георгий Афанасьевич Мезенцев награжден орденом Ленина.
В книге «Единственный путь» знаменитая Пассионария, Долорес Ибаррури, написала:
Восемь суток моряки провели в казематах крейсера. Затем их доставили в средневековую тюрьму Пуэрто дель Санта-Мария в Кадисе. Франкисты стремились запугать людей, сломить их волю: применяли угрозы, избиения. Огласили приговор к смертной казни, несколько раз инсценировали расстрел. Но жалоб и просьб о пощаде не было.
В конце концов, после сложных переговоров, с помощью Международного Красного Креста, часть экипажа вышла на свободу в октябре 37-го – 11 моряков во главе с капитаном Мезенцевым. Они сначала были отправлены во Францию, оттуда – в Ленинград, ну и, наконец, в Одессу. Через месяц еще 18 членов экипажа. Оставшиеся 7 моряков провели в застенках два года и восемь месяцев.
Г.А. Мезенцев командовал буксиром «Тайфун», на котором провели уникальную буксировку плавучего дока из Одессы на Камчатку. За 82 дня прошли почти 11 тысяч миль, в порт назначения прибыли на 20 дней раньше запланированного срока.
Позднее он стал заместителем начальника, начальником Черноморского пароходства. Он руководил «Клубом капитанов» в Москве. Награжден тремя орденами Ленина, Отечественной войны 1-й стени, Боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени. Его именем названо одно из крупнейших судов, контейнеровоз ЧМП.