Самобытный историк, оригинальный мыслитель
Петр Бицилли родился 13 сентября 1879 года, в дворянской семье, корни которой восходили к албанским переселенцам, родители матери были крещеными евреями. Отец служил секретарем в Одесском городском кредитном обществе.
После окончания классической гимназии (1899) Петр Бицилли поступил на историко-филологический факультет (историческое отделение) Новороссийского университета.
Дважды его исключали за участие в студенческих волнениях. Отлученный от университета, отбыл воинскую повинность в Одесской инженерной дистанции, вышел в запас в чине унтер-офицера. Только в двадцать семь лет П.М.Бицилли получил диплом. Через год как стипендиата молодого учёного оставляют для подготовки к магистерскому экзамену по кафедре всеобщей истории.
Он работает в архивах и библиотеках Франции, Германии, Италии. В 1910 году Бицилли сдал магистерский экзамен и через год избран приват-доцентом по кафедре всеобщей истории в Новороссийском университете и одновременно преподавателем той же дисциплины на Одесских высших женских курсах.
В 1912 году в Одессе публикуются его первые научные работы: «К вопросу об истониках Athenaeon politea» и «Тацит и римский империализм». В 1914 году выходит «Западное влияние на Руси и начальная летопись». Эти работы сразу обнаруживают глубокие познания автора в филологии, истории, философии культуры.
В 1916 публикуется магистерская диссертация «Салимбене. Очерки итальянской культуры XIII века», а в 1917 проходит её защита в Петроградском университете».
Во время Гражданской войны работал в Одессе, став профессором и при красных, и при белых.
В 1919 вышли две важные работы историка «Падение Римской империи», переработанный курс лекций; «Элементы средневековой культуры», общий очерк средневекового мировоззрения в его типологических чертах. Ученого отличают своеобразный стиль мышления, особый метод проникновения в исследуемую историческую эпоху.
В 1920 Петр Бицилли покинул Родину навсегда. Сначала семья жила в югославском Скопье, он работал на философском факультете филиала Белградского университета. Намечается отход от «чистой» медиевистики, он пишет монографию «Очерки теории исторической науки», в которой ставит проблему соотношения общего и индивидуального в истории, обращается к литературоведению («Этюды о русской поэзии»).
После этого четверть века Петр Михайлович трудился в Софиийском университете имени Святого Климента Охридского. Он снискал глубокое уважение со стороны студентов, любовь издателей и читателей.
Он читал около 80 курсов по различным темам всеобщей истории. Исследователь прекрасно владел древнегреческим и латинским языками, свободно читал на семи языках Одной из форм научного общения стало для него рецензирование прочитанных книг: сотрудничая с парижским журналом «Современные записки» и другими изданиями, он написал несколько сотен статей и рецензий.
Из чисто исторических работ выделяется «Место Ренессанса в истории культуры», «Элементы средневековой культуры».
После окончания Второй мировой войны подал вместе с женой прошение о получении советского гражданства, в котором ему было отказано. Новая власть Болгарии объявила Бицилли педагогом «буржуазного» направления, игнорируя большие заслуги ученого в деле развития исторической науки. Еще в 1946 началась травля Бицилли продолжавшаяся до самой его смерти. В печати появлялись клеветнические, откровенно враждебные статьи, критиковавшие научный метод и изыскания профессора в области новой и новейшей истории.
25 лет проработав по контракту, он оказался лишенным пенсии.
Петр Михайлович Бицилли скончался 25 августа 1953 года.
Труды Бицилли по сей день представляют собой большую научную ценность, их отличает глубокое познание литературы Запада и России, строгая дисциплина исторического метода и тонкое чувство эстетической формы. Несмотря на очевидные препятствия, ученый создал множество оригинальных работ, по-настоящему оцененных лишь позднее, в связи с лавиной переизданий на русском, болгарском и других языках.
Для творческого метода его характерны отказ от следования общим теориям и вместе с тем интенсивная работа мысли, выявление связей духовных феноменов в их обусловленности и одновременно случайности. Индивидуальное он понимал через общее, закономерное через произвольное, видя в истории прежде всего работу духа и его проводников — творцов идей и образов.