Одесский бронетрактор получил боевое крещение
Начать нужно с того, что, по мнению авторитетных специалистов, ни в одном документе военной поры обозначения «танк НИ» не встречается, а указанные машины именуются как «танк-трактор» или «бронированный трактор».
Тем не менее, эти машины у села Дальник, вместе с настоящим танком, пошли в контратаку с подразделениями 25-й Чапаевской дивизии. Противник отступил. «На испуг» стал самым знаменитым советским танкотрактором. Однако есть мнение, что первоначально «НИ» расшифровывали по-другому: «На истребление».
Работы по постройке бронетракторов в Одессе начались в середине августа 1941 года при активном участии военно-морской базы. Первые две машины, на базе тракторов СТЗ-5 были готовы 20 августа. Для ускорения ввода в строй для них использовали башни с разбитых танков Т-26 выпуска 1931 года. Вооружение машин состояло из двух пулеметов.
Бывший секретарь райкома партии Н.Г. Луценко, курировавший работы, вспоминал:
Разработкой конструкции и производство бронетракторов руководили главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, военинженер И. А. Обедников и инженер по артиллерийским приборам из штаба Одесской военно-морской базы У. Г. Коган. Также в производстве участвовали рабочие Одесского судоремонтного завода. К слову, в Одессе даже ходили легенды, что для бронирования использовали металл с флотских складов, где хранились стальные листы с разобранного броненосца «Потемкин».
По воспоминаниям Н.Г. Луценко, «с 20 августа по 15 октября изготовили 55 танков, переоборудовав их из тракторов СТ3-5.» Другие источники называют даже 69 боевыхмашин. По мнению историков, показатели являются завышенными, так как Одесский оборонительный район (ООР) не располагал достаточными материальными ресурсами и не мог позволить использовать почти 70 тракторов, необходимых в артиллерии, для бронирования.
Наиболее достоверным представляется «Отчет об обороне Одессы», составленный в 1943 году. В нем сказано:
Видно, что в число бронетракторов входят броневики, изготовленные из грузовиков. А сколько на самом деле забронировано тракторов в Одессе – пока неизвестно. С полной уверенностью можно сказать лишь то, что все они различались и по вооружению, и по базовому шасси.
Несмотря на несовершенство, одесские бронетракторы с успехом воевали. Тем более, что румынские войска, осаждавшие Одессу имели мало противотанковой артиллерии.
Так, в ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков использованы в бою против румынских частей, при этом основная ставка сделана на психологический эффект применения танков. Танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские траншеи без артиллерийской поддержки. Противник был обращён в бегство. В дальнейшем, с увеличением количества выпущенных бронетракторов, из НИ создан танковый батальон под командованием старшего лейтенанта Н. И. Юдина. 2 октября 1941 года его батальон участвовал в атаке позиций 4-й румынской армии, в результате не ожидавшие атаки румынские части разгромлены, танкисты захватили 24 артиллерийских орудия, миномёты и пулемёты. В ходе атаки были потеряны шесть или семь бронетракторов (подбитые артиллерийским огнём и вышедшие из строя по технической неисправности).
При эвакуации войск из города в октябре 1941 года, бронетрактора отавили в Одессе и некоторые из них использовались румынами для учебных целей.
Тракторотанк увековечен в Одессе. Один установлен на постаменте в сквере улице Разумовской, другой – в мемориале обороны на 411-й батарее.