Одессу заполонили фальшивые деньги
Популярная газета «Одесский Листок» от 30 августа 1918 года сообщала:
Типография находилась в доме Францова, на улице Пушкинской №18.
Чтобы решить проблемы с наличными, в 1918 году Одесса печатала собственные деньги. Ранее денежный «голод» охватил всю Россию. Особенно сильно страдали удаленные от столицы города. Не стала исключением и Одесса, хотя являлась крупным центром торговли. В Первую мировую огромный город-порт оказался основной тыловой базой снабжения Румынского фронта. Необходимость снабжения деньгами города, региона, фронта и военного округа усугубляла сложное финансовое положение Одессы.
Из газетных сообщений того времени следует, что недостаток в денежных знаках стал чувствоваться в Одессе уже с лета 1917 года, но кульминации достиг в конце ноября – начале декабря 1917 года. Газета «Одесская почта» 1 декабря сообщила о недостатке денежных знаков в частных банках, вызвавшем большую панику горожан и длинные очереди в банках за получением вкладов.
Уже к 12 декабря решено было выпустить одесские разменные бумажные деньги – боны.
Временный финансовый комитет вел переговоры с городскими типографиями о сроках печатания.
Денежные знаки выпускалиь от имени Одесского городского самоуправления при участии Одесской конторы Госбанка и Комитета кредитных учреждений.
Первый выпуск «Разменных билетов города Одессы» состоялся в начале января 1918 года на сумму в 5 миллионов рублей, купюрами в 3, 5 и 10 рублей.
Большая часть из них сразу пошла в оборот. В первую очередь деньгами обеспечивались воинские подразделения. Все купюры денежных знаков первого выпуска выполнялись на высоком художественно-полиграфическом уровне с защитной сеткой, но на бумаге без водяных знаков. Расцветка их была обычной для одесских бумажных денег — соответственно, темно-зеленая, синяя и красная. Билеты в 3 и 5 рублей выполнены с горизонтально расположенным орнаментом, 10-рублевый оформлен с вертикальным.
Основу рисунков всех знаков составляли двуглавый орел без царских атрибутов и герб города с якорем, что подчеркивало значение Одессы как торгового порта.
На билетах номиналом в 3 и 5 рублей привлекал внимание двуглавый орел, который как бы для взлета расправил крылья, держа в когтях свиток с гербом города. Рядом с орлом на постаменте изображен один из самых знаменитых памятников города – здание Биржи. В правом нижнем углу лицевых сторон билетов – профиль бога торговли Меркурия со всеми атрибутами. Билет номиналом в 10 рублей, в отличие от купюр в 3 и 5 рублей, имеет более простой рисунок лицевой стороны, состоящий из гирлянд стилизованных растений.
Несмотря на проведение экстренной эмиссии «Разменных билетов города Одессы», в городе катастрофически не хватало денег, особенно малых номиналов. В феврале 1918 года началось печатание новых городских бон на 12 миллионов рублей.
В марте финансисты города приняли решение о выпуске еще нескольких серий разменных знаков. Теперь на 25 миллионов.
Обесценивание денег заставило власти города выпустить «Разменный билет города Одессы» достоинством в 25 рублей. Он подобен билетам в 3 и 5 рублей, но тщательность отработки деталей рисунка существенно уступала. Причина, как считают специалисты, заключалась в мастерстве исполнителей. Если авторство рисунков билетов в 3, 5 и 10 рублей приписывалось известному граверу, чеху Адамеку, то по купюре в 25 рублей никаких сведений об авторстве не обнаружено.
Наряду с этим стали печататься и входить в оборот «Разменные марки города Одессы». В марте появились купюры в 50 копеек, а в апреле – в 15 и 20 копеек. Все разменные марки, орнаментальную основу которых, как и на билетах, составил герб Одессы, были выполнены по рисунку художника Амросия Ждахи. На денежное обращение города разменные марки существенного влияния не оказали.
Изготовлением денег занимались разные типографии. Так, «трояки», «пятерки» и «десятки печатались в упомянутой типографии Южно-Русского общества печатного дела; 25-рублевые купюры – в типографии Шпенцера (в Стурдзовском переулке, позднее переулок Веры Инбер, там позднее располагался типографский цех Книжной фабрики); 50-копеечные марки – у знаменитого Фесенко, на улице Ришельевской №49, потом – Одесская городская типография.
Разумеется, общая обстановка всячески подталкивала ушлых граждан к печатанию собственных денежных знаков.
Михаил Булгаков писал:
Василиса оглянулся, как всегда делал, когда считал деньги, и стал слюнить крап. Лицо его стало боговдохновенным. Потом он неожиданно побледнел.
Фальшування, фальшування, – злобно заворчал он, качая головой, – вот горе-то. А?
Голубые глаза Василисы убойно опечалились. В третьем десятке — раз. В четвертом десятке — две, в девятом — под ряд три бумажки несомненно таких, за которые Лебідь-Юрчик угрожает тюрьмой. Всего 113 бумажек и, извольте видеть, на восьми явные признаки фальшування.
Это относится к украинским казначейским знакам, но без сомнения, стало напастью для других территорий.
В августе 1918 года в обращении появились билеты 50-рублевого достоинства. Оформление и отдельные элементы практически полностью заимствованы из рисунка 25 рублей, но он изготовлен несколько больших размеров. При этом выполнен явно в спешке и небрежно. «Полтинник» стал последним аккордом в эмиссии одесских денег. К концу 1918 года общая сумма эмиссии «разменных билетов города Одессы» превысила 220миллионов рублей.
Одесские фальшивомонетчики, к слову, спустя всего 3 месяца после выпуска 50-рублевых разменных билетов, наладили собственный выпуск. В частности, на Пишоновской, 65 обнаружена хорошо оборудованная фабрика городских фальшивых ассигнаций 50-рублевого достоинства.
О более простых по исполнению десятирублевках и говорить не приходится. Отличительные признаки таких фальшивок регулярно сообщались в местной печати.