Возвращение скумбрии к одесским берегам
В газете «Одесский листок» от 16 августа 1912 года сообщалось, что рыбаки заметили у берегов скумбрию. Карантинный невод вытащил 3 раза по 1200 штук.
Как пишет В. Смирнов в «Большом полутолковом словаре одесского языка»
Добавим, что о ведущем месте скумбрии в рационе одесситов, о теплом, можно сказать, нежном отношении к ней писали многие. Например, Константин Паустовский. Кроме того, о скумбрии есть строки в воспоминаниях «старых одесситов», в частности Давида Полторака, Лявав Штерна.
В работе последнего «Из воспоминаний об Одессе» говорится:
Возможные причины исчезновения скумбрии из Чёрного моря интересовали ихтиологов многих стран причерноморского бассейна. Основные рабочие версии:
Первая. Увеличение численности в конце 60-х годов прошлого века луфаря, тунца и пеламиды в Мраморном и Черном морях, которые являются активными потребителями молоди скумбрии и активно подрывают популяцию.
Вторая. Перелов с 1959 по 1975 год, всех активных возрастных групп скумбрии, в том числе и нерестовой популяции, произошедший по вине стран черноморского бассейна (Турции, СССР, Болгарии и Румынии), ведущих активную промысловую добычу рыб. Вследствие этого, в условиях антропогенной деструкции окружающей среды, постепенное восстановление численности самовоспроизводящейся популяции скумбрии в Мраморном море, не произошло. Немаловажным фактором, нарушившим пищевую цепочку в Черном море и сыгравшим негативную роль в исчезновении скумбрии, стало хищническое истребление планктоядных рыб – хамсы и шпрота. К 1978 году, в Черном море было выловлено 2/3 всех запасов черноморской и азовской хамсы, основного пищевого объекта крупных хищных рыб, таких как пеламида, скумбрия, луфарь, лаврак и тунец.
Третья. Катастрофическое загрязнение сточными канализационными стоками и нефтепродуктами северной части Мраморного моря и всего пролива Босфор, соединяющего Мраморное и Черное моря. Вследствие этого, основная масса миграционных стад скумбрии и пеламиды не может пройти ранней весной через этот своеобразный химический барьер.
Четвертая. Невозможность нереста атлантической скумбрии в Чёрном море, вследствие его сильного опреснения до 14-19 промилле. При данной показателе солености морской воды, икра скумбрии, находящаяся в пелагиали, не распространяется придонными и поверхностными течениями по всему водному бассейну, а тонет, постепенно опускаясь на дно Черного моря, где существует аномальная сероводородная зона, безжизненное пространство. В бассейне Средиземного моря, где показатель солености приближен к 30-35 промилле, икра скумбрии полноценно развивается и приводит к появлению потомства.
Наконец, это шумовой барьер от проходящих по проливу Босфор крупнотоннажных судов. В год там может проходить из Мраморного моря в Черное и обратно до 40 тысяч судов разного типа и тоннажа. Поэтому основные массы рыб пелагических видов, совершающих сезонные миграции, избегают входить в него, предпочитаю другие водные бассейны для нагула.
Теперь о тонкостях ловли скумбрии. В 50-70 годы ХХ века ее в основном ловили на «самодур», на искусственные «мушки», на «дорожку» – на воблеры и колебляющиеся блёсна – «ложки». Первые косяки скумбрии из Мраморного моря появлялись сначала в северо-западной части моря, на линии Ильичёвск-Одесса-Очаков – Тендровская коса-Лазурное, в середине мая, начале июня.
Наиболее уловистой снастью для лова скумбрии с пирса, волнореза или лодки в Одессе признавался самодур, оснащенный перышками цесарок. Под Балаклавой применяли и белые и черные перья от петухов, смазанные растительным маслом. На Кавказском побережье признавали лучшими голубые перышки сойки, длинную козью шерсть и мишуру для новогодних ёлок.
Самодур тогда представлял лесу (либо суровую или капроновую нить), так называемую «ставку», оснащенную по всей рабочей длине 5-10 поводками с имитацией искусственных «мушек», вернее – крючков №8-12, модифицированных разноцветными перышками от домашней птицы, фрагментами изоляции от электропровода, узкими полосками белой клеёнки и редко нитками.
Для ловли мелкой скумбрии в море с лодки в отвес, применяли на ставке до 12–15 небольших никелированных крючков, оснащенных перышками. Для более крупной рыбы применялись на ставке 4–6 крючков более крупных размеров. Перышки к крючкам привязывали при помощи разноцветных шелковых нитей и пропитывали клеем.
И в завершение по поводу пеламиды. В 2012 году в интернете появились сообщения, что в Керченском проливе местными рыбаками была поймана неизвестная рыба, внешне похожая на скумбрию. Специалисты пришли к выводу, что это атлантическая пеламида, которая около полувека назад полностью пропала из акватории Черного моря.
В середине прошлого века пеламида каждую весну заходила в Черное море из Средиземного для нереста и кормежки, но массовая добыча привела к ее исчезновению из этих вод. При этом вкусовые качества пеламиды в жареном и вареном виде уступают даже бычкам – пеламиду надо коптить или консервировать.