Юрий Олеша: «Ни дня без строчки»
Nulla dies sine linea — Ни дня без строчки — латинская крылатая фраза, впервые встречается в «Естественной истории» Плиния Старшего. Выражение означает необходимость упражняться в своём деле регулярно, чтобы сохранить навык, мастерство, умение. Этому правилу следовал, в частности, Эмиль Золя.
Книга вышла в 1965 году, составлена из дневниковых записок Олеши. Ее собрал Виктор Шкловский при участии вдовы Олеши, Ольги Суок, литературоведа Михаила Громова.
Валентин Катаев полагал, что Шкловский скрыл важную часть дневников, изуродовал их, неправильно скомпоновав те лоскутки, которые включил в книгу, вдобавок дал ей затрепанное название «Ни дня без строчки», совсем не то, какое было у автора. По его мнению, Олеша хотел назвать ее «Прощание с жизнью», но не успел. В 1999 году книга дневников Юрия Олеши вышла полностью.
В то же время, драматург Александр Гладков вспоминал, что Олеша в разговоре с ним упомянул, что хочет выпустить новую книгу, которая будет озаглавлена «Слова, слова, слова…»
Книга открывается воспоминаниями об одесском детстве и юности Юрия Карловича. Первый спектакль, увиденный в театре, – «Дети капитана Гранта»; первая самостоятельно прочитанная книга – очерки об истории Польши «Басне людове» («Народные сказания»). А также появление первых лампочек, первый одесский трамвай.
Следующий этап жизни – Москва, редакция газеты «Гудок», фельетоны под псевдонимом Зубило.
Кроме того, целый раздел получил название «Золотая полка» – о любимых книгах. Открывает список «Божественная комедия», Монтень, Гоголь, Лев Толстой. Из романа «Война и мир» Олеша вырвал страницы о Наташе Ростовой и Андрее Болконском и послал их девушке, в которую был влюблён. Лучшими поэтическими строчками, написанными на русском языке, Олеша назвал «В моей руке – какое чудо! – твоя рука» (Фет).
Книга создавалась в течение многих лет, страницы накапливались, но автор никак не мог поставить точку и сдать рукопись машинистке.
Записки Олеши прервали его писательское молчание, которое длилось несколько десятилетий. Причины исследователи оценивают по-разному, в весьма широком спектре мнений.
Новаторство Олеши, по мнению исследователей, заключается в том, что он создал новый жанр – метафорическая мозаика. Писатель Лев Славин считал, что некоторые из миниатюр – «Маска», «Девочка-акробат», «Костёл» – можно назвать литературными шедеврами.