Из сообщений Санкт-Петербургского телеграфного агентства:
Тысячные толпы стекаются в порт к лежащему на берегу трупу убитого матроса Омельчука... На груди убитого лежит написанное от имени команды воззвание, что Омельчук погиб за правду, сказав офицеру, что пища дается плохая. Народ непрерывно бросает пожертвования в поставленную у изголовья кружку на похороны матроса. Прибыв в Одессу, матросы в шлюпке перевезли труп на берег, предупредив местные власти, что в случае попытки убрать его они будут стрелять из орудий. Несколько раз на броненосце подымался красный флаг. Команда броненосца, обойдя все пароходы, заставила рабочих прекратить работы. Рабочие угольщики доставили команде пищу. Команда готовит убитому торжественные похороны. Сегодня вечером ожидается черноморская эскадра. В городе необычайное возбуждение.
Из шифрованной телеграммы Одесского градоначальника товарищу министра внутренних дел генералу Трепову:
Броненосец "Князь Потемкин Таврический" был новейшим, самым сильным кораблем Черноморского флота. Его заложили в 1898 году, спущен на воду в Николаеве в 1900. Впервые использовано централизованное управление артиллерийским огнем, броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров. На корабле предусмотрели броневую защиту жизненно важных объектов, было пять торпедных аппаратов. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в их числе – 26 офицеров. К лету он закончил ходовые испытания и приступил к испытанию орудий. Для этого вышел из Севастополя. Учебные стрельбы назначены на Тендровой косе, в сотне миль от Одессы. Военно-морскому начальству было, конечно же, известно, что броненосец вышел в море с полным боевым запасом боеприпасов.
27 июня 1905 года на новейшем эскадренном броненосце вспыхнул мятеж. Согласно фильму Сергея Эйзенштейна, восстание было стихийным, а причина проста: матросы отказались есть борщ с червивым мясом. Командир, недолго думая, приказал караулу окружить группу «бунтовщиков», накрыть их брезентом и расстрелять. Но караул, проявив солидарность и революционную сознательность, стрелять отказался. Матрос-большевик Григорий Вакуленчук начал протестовать, тогда старший офицер Гиляровский застрелил «бунтовщика». Вспыхнуло восстание, в ходе которого наиболее ненавистные офицеры были убиты. На корабле был поднят революционный красный флаг, в черно-белом фильме Эйзенштейн сам раскрасил его от руки.
Многое происходило совсем не так, как показано в фильме. На процессе после подавления мятежа свидетели дружно показали: мясо, за которым отправились
Никто не накрывал матросов брезентом и не собирался расстреливать на палубе. Гиляровский не убивал Вакуленчука. По материалам следствия, мясо вывесили для проветривания, а часть заправили в борщ. Однако стояла жара, холодильников не было, и матросам показалось, что от мяса шел «несвежий дух».
Тем временем был дан сигнал на обед, и команде стали разливать положенную обеденную чарку водки. Но как только в камбузе началась раздача борща, появился минно-машинный квартирмейстер Афанасий Матюшенко с матросами и запретил разбирать бачки с борщом под предлогом того, что он-де сварен из червивого мяса. Связываться с Матюшенко, славившегося пудовыми кулаками, было опасно.
Узнав об этом, командир броненосца Евгений Голиков приказал сыграть общий сбор. Выйдя к матросам и узнав причину отказа от обеда, вызвал старшего врача и приказал ему вторично освидетельствовать борщ. Тот признал его хорошим. После этого командир пригрозил матросам наказанием за бунт и приказал: «Кто хочет кушать борщ – выйти к 12-дюймовой башне». Из строя начали выходить, в основном, унтер-офицеры, кондуктора и боцманы. Вслед за ними потянулась и часть матросов, не более ста человек. Видя упорство матросов, командир приказал вызвать караул: после этого обычно проводилась запись нарушителей дисциплины, что означало неминуемое наказание.
Старший офицер отдал приказ принести брезент с баркаса. Матюшенко закричал: «Братцы, нас сейчас будут расстреливать! Забирай винтовки и патроны! Бей их, хамов!». Сорвавшись с места, со своими товарищами, он бросился в батарейную кладовую, где стояли пирамиды с винтовками. Вооруженные матросы выбежали на палубу, в этот момент неожиданно для всех раздался выстрел. Как выяснилось позднее, молодой кочегар, заполучив винтовку, решил пальнуть ради озорства по чайкам. Но тут же лейтенант Неупокоев упал на палубу. Кто стрелял в офицера, так и осталось неизвестным. Матюшенко доказывал, что в Неупокоева стрелял Вакуленчук, по другим показаниям, первым стрелял Матюшенко. Затем – огонь в толпу, несколько человек были убиты и ранены. Позже эти выстрелы пытались свалить на офицеров, однако фамилии никогда никем не назывались.
Матросы бросились в нижние помещения, началась расправа над офицерами. Капитана раздели догола, а потом вытащили на палубу. Нашлись матросы, которые уговаривали Матюшенко не расстреливать командира, но их разогнали прикладами. Голиков хотел что-то сказать, но Матюшенко ударом кулака выбил ему зубы, затем его расстреляли. Тело командира корабля выброшено в море.
Кроме шести офицеров и судового врача убиты четверо матросов, во время беспорядочной стрельбы они стали жертвами своих же товарищей.
Единственным «революционером» на корабле был Афанасий Матюшенко. По свидетельским показаниям, он был участником сходок матросов под Севастополем и принимал участие в подготовке всеобщего восстания на флоте. Сам Матюшенко потом признался: «У нас было составлено расписание, кому из команды нужно было кого резать, если бы не борщ, то в ту же ночь мы зарезали всех офицеров и побросали за борт». При этом он, по его же собственным словам, не состоял ни в каких партиях, называл себя «беспартийным революционером». Он-то и был подлинным главарем бунта, однако выглядел фигурой чересчур одиозной и кровожадной¸ а потому руководителем восстания в советское время историки сделали артиллерийского унтер-офицера Григория Вакуленчука, который вообще не был замечен ни в каких антиправительственных действиях. В советское время его назвали «членом РСДРП». Однако имеется свидетельство судового священника: перед смертью Вакуленчук пожелал исповедоваться и причаститься, а профессиональные революционеры от этого отказывались…
Накануне прихода корабля в Одессу там произошли первые столкновения, полиция открыла огонь по толпе рабочих. Тело одного из убитых носили по рабочим кварталам, тут же встали трамваи, забастовала железная дорога. На другой день забастовка стала всеобщей. Подойдя к Одессе, «Потемкин» открыл артиллерийский огонь по городу. Всего было произведено пять выстрелов: три холостых и два боевых.
В Одессе поднялась паника, начались грабежи. Порт оцепили войска и полиция, многих погромщиков убили на месте. Потемкинцев призывали помочь восставшим пролетариям бомбардировкой Одессы из всех орудий броненосца. Однако матросы десант высаживать отказались.
Попытка поднять восстание на всем Черноморском флоте провалилась, в Одессе броненосцу не удалось получить ни провизии, ни воды. Командующий Черноморской флотилией вице-адмирал Чухнин получил приказ немедленно подавить восстание любыми методами, вплоть до затопления броненосца с командой, нарушившей воинскую присягу. «Потемкинцы» решили идти в Румынию. Они сдали корабль румынским властям, и сошли на берег в качестве политэмигрантов. После ухода экипажа румыны расхитили все ценное, привели в негодность части машин и затопили машинное отделение.
В сентября 1905 царское правительство переименовало «Потемкин», в «Пантелеймон». После 1917 года кораблю присвоили имя «Борец за свободу». В мае 1918 он был захвачен кайзеровскими войсками, позднее перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии взорван англо-французскими интервентами. После захвата Севастополя Красной Армией в строй не вводился, а в 1923 году сдан на металлолом.