Примадонна с удивительным голосом, поразительным репертуаром и творческим долголетием
Елена Катульская родилась в семье начальника станции «Одесса-порт». С детства занималась музыкой. Занималась в Одесской Мариинской гимназии и одновременно училась на музыкальных курсах К. Ф. Лаглера. Историки театра полагают, что героический дух жил в девушке с большими лучистыми серыми глазами бесконечной доброты. Он помог в 17 лет оставить отчий дом в Одессе, на гроши, добываемые уроками, учиться в Петербурге, блестяще закончить консерваторию и столь же блестяще дебютировать на сцене Мариинского театра в партии Лакме. Перед этим в дебютном консерваторском спектакле её увидел управляющий императорскими театрами В. А. Теляковский и пригласил в Мариинский театр, где она проработала с 1907 по 1913 годы.После «Орфея» Глюка, в постановке В. Мейерхольда, газеты захлебывались от восторга: «Орфей» в Мариинском театре идет с возрастающим успехом. Четвертое представление прошло вчера при битком набитом театре. Публика неистовствовала, вызывая Собинова и г-ж Больска и Катульскую. Успех г-жи Катульской, заменившей Л. Я. Липковскую в партии Эроса, вполне упрочился».
Затем Катульская получила приглашение в Москву. В течение 33 лет — солистка Большого театра. Камерный репертуар певицы включал свыше 700 произведений. Н. П. Раков посвятил певице романс «Ласточка». Елена Климентьевна быстро завоевывает признание и зрителей, и товарищей по сцене, и всех музыкантов не только исключительным музыкально- сценическим даром, но и бескорыстным, преданным отношением к искусству, чистотой и целостностью натуры. «Совесть Большого театра» — это самое почетное звание, присвоенное Елене Климентьевне ее соратниками», — говорил много лет спустя В. Кубацкий — выдающийся виолончелист и дирижер.
Особо нужно отметить характер ее голоса. Его можно назвать лирико-колоратурное сопрано, но этот термин не передает всего богатства вокала Катульской. Этo голос обширного диапазона, предельной гибкости и подвижности, и вместе с тем полнозвучный и ровный по тембру во всех регистрах.
За восемнадцать лет в должности профессора Московской консерватории она воспитала целую плеяду певцов. Добрейший и чуткий человек, она не знала компромиссов ни в искусстве, ни в жизни, обладая на редкость обостренным чувством справедливости. И не было случая, чтобы Елена Климентьевна не пережила чужую обиду, как свою, а быть может и сильнее.
Елена Климентьевна Катульская умерла 19 ноября 1966 года.