Полвека в одесской Опере
Петр Злочевский родился в Киеве, 25 мая 1907 года. Детство прошло в маленьком Звенигородске. Там в художественной школе он получил начальное образование. Определить путь в жизни, Злочевскому, по его собственным словам, помогла встреча с художником Макуха-Макушенко (учеником Репина). Тот занимался живописью с юношей.
Петр Злочевский подал документы в Киевский художественный институт на фотокиноотделение (операторское). Его не приняли туда, однако зачислили на театральное отделение. В конце концов, он осознал, что это настоящее призвание.
Первые спектакли относятся еще ко времени учебы. В Одесском же оперном театре Злочевский начал работу в 1932 году – «Дон Кихот» в постановке Павла Вирского. Кроме того, декорации художника видели в Москве, Киеве, Тбилиси, Вильнюсе, Кишиневе, Алма-Ате, Фрунзе, а также за границей.
Народный художник Украинской ССР, заслуженный деятель искусств Украины и Грузии, художник-постановщик Одесского театра оперы и балета является автором декораций к операм «Аида», «Севильский цирюльник», «Кармен», «Трубадур», «Дон Карлос», «Медный всадник», «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Царская невеста», «Евгений Онегин», «Запорожец за Дунаем», «Тарас Бульба», «Отелло», «Чио-чио-сан»; балетам «Спящая красавица», «По синему морю», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Всего же на его счету 430 (!!!) спектаклей.
Петр Афанасьевич считал лучшей работой оперу «Богдан Хмельницкий» в Тбилисском театре, по приглашению автора Константина Данькевича. Он награжден двумя орденами «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени.
В статье «Сценография гоголевских спектаклей в Одесском театре оперы и балета» П.А. Злочевский писал: «Какие требования стоят перед театральным художником в оперном театре? Каждый театральный художник имеет свою пластическую систему, свой присущий только ему язык.
В оформлении все важно, все работает, но прежде всего это то, что пространство сцены должно быть подчинено пространству драмы. В оперном театре все должно быть подчинено музыке: утонченная живопись, гармоничность композиции, равновесие объемов, цветовая гамма, подчеркивающая музыкальное настроение, и т. д. Сценографический образ – образ пространственный, но пространство пьесы не адекватно физическому пространству сцены. Пространство пьесы – это пластическая форма осуществления ее эмоций».
Кроме того, почти четверть века Злочевский преподавал, со дня основания художественно- графического факультета Одесского педагогического института.
Петр Афанасьевич писал также прозу – рассказы, пьесы, а также «Воспоминания». В его творчестве были несколько кинофильмов – «Шарф любимой», «Повесть о первой любви».
Петр Афанасьевич Злочевский скончался 30 декабря 1987 года.
Работы выдающегося театрального художника хранятся в Киевском музее театрального искусства, Центральном музее имени Бахрушина в Москве, музее музыкальной культуры имени Глинки, в Санкт-Петербургском музее имени Пушкина, в музее Одесского театра оперы и балета, Киевском государственном музее имени Шевченко.