Полковник Ферзьбери и шахматные партии
Борис Самойлович Вайнштейн родился 19 мая 1907 года в Одессе. Его отец был известный в городе фабрикант-сахарозаводчик, который после революции бежал в Ташкент.
Боря научился играть в шахматы в 5 лет и достаточно быстро стал сильным первокатегорником – сказалось сотрудничество с маэстро Федором Дуз-Хотимирским. Уже в 21 год Вайнштейн возглавил Среднеазиатскую шахматную секцию. Борис выигрывал чемпионат ДСО «Динамо», сражался в отборочном турнире к чемпионату СССР и даже однажды сыграл вничью с Михаилом Ботвинником.
Окончил мехмат Ташкентского университета и начал карьеру в Среднеазиатском Госплане.
Позднее являлся начальником планового отделения по строительству БАМа, служил в армии, затем возглавил плановый отдел Главпромстроя НКВД. Это назначение 1935 года автоматически означало переезд в Москву.
Во время войны исполнял обязанности начальника управления оборонительного строительства Наркомата обороны СССР. Пользуясь своим высоким положением, добился восстановления в 1942 году Всесоюзной шахматной секции, помог десяткам сильных мастеров и гроссмейстеров.
Борис Вайнштейн писал:
Награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» (дважды), медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги».
После войны вместе с генералом-лейтенантом, управляющим делами НКВД Степаном Мамуловым выступал против матча на первенство мира Алехин – Ботвинник. Борис Вайнштейн был человеком принципиальным, и даже в 1993 году, незадолго до смерти утверждал: матч Ботвинника с Алехиным не должен был состояться ни при каких обстоятельствах.
Закулисная борьба в советских верхах Вайнштейна с Ботвинником закончилась победой советского претендента, которому дали карт-бланш на матч с чемпионом мира, не состоявшийся ввиду смерти Алехина.
Вайнштейн покинул пост главы Всесоюзной шахматной секции, и после 1948 года мечтал свергнуть «Патриарха» с первой позиции в мировых шахматах. Вскоре Борис Самойлович повел на штурм Олимпа своего подопечного Давида Бронштейна. Для одаренного молодого человека Вайнштейн был как отец: добился перевода Бронштейна в Москву (где Давид долго жил у него дома), позднее полковник НКВД помогал гроссмейстеру написать знаменитую книгу «Международный турнир гроссмейстеров», секундировал на многих крупных соревнованиях. Его так и называли: «ангел-хранитель Бронштейна».
Пострадавшим в этой борьбе титанов оказался друг Бронштейна и другой выдающийся шахматист Исаак Болеславский. На финише турнира претендентов в Будапеште (1950) Болеславский, который очень неудачно играл с Ботвинником, лидировал, но Вайнштейн убедил его сделать на финише две ничьи, чтобы его мог догнать Бронштейн. В Положении не был прописан дополнительный матч, и динамовская сторона рассчитывала на матч-турнир трех, в котором шансов повергнуть Ботвинника было бы больше. Однако состоялся финальный матч претендентов Бронштейн – Болеславский, в котором Исаак уступил. В поединке за мировую корону Давид Ионович атаковал растренированного шахматного короля, однако на финише волевой Ботвинник ушел от поражения – 12:12. Это означало, что Ботвинник сохранил титул.
После Великой Отечественной Борис Вайнштейн работал в Главнефтегазострое, написал несколько книг по экономике строительства и защитил докторскую диссертацию по экономике. Один из соавторов разработки экономической модели освоения западносибирских нефтяных месторождений.
Выступал в печати под псевдонимом «Ферзьбери», секрет которого раскрыл только в конце жизни (в 1990 году). Автор книг «Меранская система в историческом развитии», «Комбинации и ловушки в дебюте», «Импровизация в шахматном искусстве», «О творчестве гроссмейстера Бронштейна», «Мыслитель», «Шахматы сражаются», «Ловушки Ферзьбери».
Он был женат на Веронике Дударовой, первой женщине-дирижере в СССР.
Борис Вайнштейн ушел из жизни 18 декабря 1993 года в своей московской квартире.