Одессит – воздушный фигурист и первый боевой пилот
Ефимов-младший – это Тимофей Никифорович Ефимов, брат Михаила, первого отечественного авиатора и известного вело- и мотогонщика. Тимофей родился в 1895 году, окончил Одесское железнодорожное техническое училище. О нем писали:
В июне 1911 года, когда Михаил отправляется в Петербург и Москву для участия в авиационных состязаниях, Тимофей едет с ним в качестве механика самолетов. В Петербурге Тимофею вручают диплом пилота-авиатора. Это событие отмечает журнал «Воздухоплаватель»:
Сравнивая «почерк» обоих братьев, репортеры-знатоки утверждают, что младшему недостает лишь опыта. У него та же «ефимовская» хватка, то же упорство в овладении спецификой полета, умение, слиться с аппаратом воедино, чутко следить за каждым ударом его железного сердца.
Тимофей Ефимов добровольцем участвовал в Первой балканской войне 1912–1913 гг. на стороне болгарских войск.
Первый боевой вылет совершил 30 октября 1912 года. В ноябре, на аэроплане «Блерио» в течение часа предпринял разведывательный облет турецкой крепости Адрианополь, осажденной болгарской армией.
В письме к старшему брату Тимофей пишет:
Весть о смелых полетах русского летчика быстро разнеслась по Европе. О нем пишут газеты многих стран. Всероссийский аэроклуб и Харьковское отделение Русского технического общества посылают ему поздравительные телеграммы. Болгарский историк Иван Попов отмечает, что Тимофей Ефимов особо выделяется среди летчиков мастерством и решительностью. В восторженной характеристике русскому добровольцу Попов считает не лишней и такую деталь:
Осенью 1913 года в авиационном мире только и говорят о «мертвой петле» Петра Нестерова. Высоко оценили новшество Нестерова братья Ефимовы. Они тотчас приступили к освоению «мертвой петли». В феврале 1914 года корреспондент газеты «Русский спорт» сообщил читателям из Франции, что «летчик Тимофей Ефимов... в авиационной школе Бюка на днях сделал несколько удачных полетов вниз головой на высоте 300 метров».
Теперь младший брат меняется ролями с учителем Михаилом – показывает ему новые пилотажные фигуры. На публичных полетах блестяще выполняет «мертвые петли», скольжение на крыло и хвост. Еще немногие пилоты в 1914 году владеют этим искусством, 5 мая газета «Утро России» пишет, что среди летчиков-спортсменов насчитывается пять «петлистов» – Габер-Влынский, Васильев, Тимофей Ефимов, Раевский и Шпицберг.
Весной 1914 года Тимофей завершил очередные авиационные гастроли и дома, в Одессе, уступил настойчивым просьбам: проделал в небе над морем восемь «мертвых петель» подряд.
Приземлившись, авиатор попал в объятия близких и друзей. Внезапно он уловил восхищенный взгляд тоненькой смуглой девушки, стоявшей рядом с названым братом Полиевктом и его старшим сыном. «Петлист» зачастил на Дальние Мельницы, к Полиевкту...
Но лишь через два года, уже во время войны, когда унтер-офицера Тимофея Ефимова направили в Качинскую авиашколу инструктором, он привез в Крым молодую жену – Анастасию Полиевктовну.
Лётную деятельность пришлось прервать из-за болезни глаз, в мае 1917 года.
Умер Тимофей Ефимов в Одессе в октябре 1919 года во время эпидемии тифа, через три месяца после гибели Михаила. Точная причина смерти неизвестна: в доме нашли бездыханное тело.