Приятное зрелище поверженного врага
5 апреля 1915 года множество одесситов наблюдали полузатопленный турецкий крейсер «Меджидие».
Газеты в этот весенний день писали, что с Николаевского бульвара в бинокль отчетливо виден затонувший крейсер «Меджидие», выделяющийся тремя трубами и двумя мачтами. Тысячная толпа запружает место, откуда открывается вид на море.
Еще 1 апреля турецкое командование направило к российским берегам отряд кораблей в составе крейсеров Меджидие», «Хамидие» и четырех эсминцев под прикрытием германских крейсеров «Гебен» и «Бреслау». Объектом нападения определена Одесса, где по данным турецкой разведки, сосредоточились транспорты для десантной операции в районе Босфора.
Утром 3 апреля турецкие корабли приблизились к Одессе и начали подготовку к обстрелу. В 6 часов 40 минут «Меджидие» (водоизмещение 4030 тонн, вооружен десятью 130-мм орудиями), подорвался на мине. Крейсер стал быстро погружаться носом в воду. Командир «Меджидие» посадил корабль носовой частью на отмель Одесской банки. Ввиду безнадежного положения крейсера, турки сняли секретные документы, кассу, выбросили замки орудий, радиостанцию разбили. После этого
экипаж сняли, корабль потоплен торпедой эсминца «Ядигер».
Погибло тридцать моряков, находившихся в носовой части крейсера, они не сумели выскочить наверх, так как через пробоину хлынула вода.
На поверхности остались только мачты, трубы и мостики. Обстрел Одессы пришлось отменить, и корабли возвратились в Босфор. На следующий день русское посыльное судно с тральщиками подошло к «Меджидие». На нем спущен турецкий флаг и поднят Андреевский стяг.
Заголовок – парафраз латинского выражения «Optime olere occisum hostem». В буквальном переводе: лучше всего пахнут вражьи кости, принята формулировка «Труп врага хорошо пахнет».
…Уже через несколько дней главное судно спасательной группы «Черномор» в первый раз вышло к «Меджидие», чтобы на месте ознакомиться с условиями предстоящего подъема. К работам также были привлечены мастерские РОПИТа и «Ледокол № 3» как сильный буксир с мощной помпой.
Подъем «Меджидие» продолжался два месяца. Крейсер подняли в мае 1915 года способом, называемым коффердамным (Kofferdamm – по-немецки буквально сундучная дамба, запруда). В его основе лежит использование коробчатой конструкции, позволяющей загерметизировать часть затопленного судна, лежащую ниже уровня поверхности воды.
После докового ремонта и оснащения русской артиллерией крейсер вошел в состав флота под названием «Прут». Крейсер получил имя в честь погибшего 16 октября 1914 года у Севастополя минного заградителя. Корабль принимал участие в Трапезондской наступательной операции.
В мае 1918 года он захвачен в Севастополе германскими войсками и возвращен Турции.
Интересно: на той же верфи William Cramp & Sons и почти в то же самое время (1898-1901) построен крейсер «Варяг». И его судьба оказалось в чем-то похожей: он затоплен своей командой, поднят японцами, отремонтирован и введен в строй императорского флота под именем «Соя». Затем, в ходе Первой мировой, японцы, ставшие уже союзниками в войне с немцами, вернули России «Варяга». Правда, за деньги.
Что касается «Меджидие», то под прежним названием находился в турецком флоте до 1947 года. Тогда, 1 марта 1947-го, выведен из состава флота. Продан на слом в 1952 году.