ГРАД » Этот день в истории Одессы » Одессит Тоша собирал аншлаги в Карнеги-Холле
Одессит Тоша собирал аншлаги в Карнеги-Холле
Антон (Тоша) Зайдель родился в Одессе 17 ноября 1899 года в Одессе. Его отец был коммерсантом и ненавидел музыку. Но Тошин дядя был известным в Одессе скрипачом и, когда мальчику исполнилось три года, начал учить его игре на скрипке.
Позднее он занимался у известных педагогов – Макса и Александра Фидельманов. В 7 лет Тоша уже поражал слушателей в Варшаве. С 1912 года юный талант занимается у самого Леопольда Ауэра. В его класс в Петербургской консерватории он принят полным стипендиатом (то есть без оплаты).
Великий скрипичный педагог Карл Флеш написал в мемуарах:
С 1924 года он играет на скрипке «Да Винчи» работы великого Страдивари. Старейшина американской музыкальной критики Гарольд Шонберг включил Зайделя, наряду с Яшей Хейфецем, Мишей Эльманом, Ефремом Цимбалистом и Натаном Мильштейном, в число «юных еврейских скрипачей, которым суждено было потрясти мир».
Леопольд Ауэр говорил:
Джордж и Айра Гершвины написали песню «Миша, Яша, Тоша, Саша». Они имели в виду Сашу (Якобсен), известного скрипача, Мишу (Эльман), Яшу (Хейфец) и Тошу (Зайдель). Все трое родились в России, учились у профессора Ауэра, имели аншлаги в Карнеги-Холле.
После эмиграции в США широко концертировал, в начале 1930-х музицировал вместе с Альбертом Эйнштейном. По рассказам, гениальный физик в знак благодарности подарил ему краткое изложение теории относительности, сделанное собственной рукой.
Зайдель много записывался, исполнял сольные скрипичные партии для голливудских фильмов, в том числе для саундтрека картин «Волшебник страны Оз», «Интермеццо».
Вот что писали о нем современники и критики. Аккомпаниатор Андре Бенойст:
Скрипач и музыковед Борис Шварц написал:
В 1950-х годах Тоша изредка играл сольные концерты, исполнял соло на радио, сформировал собственное трио. Недоброжелатели Зайделя говорили, что у него было плохое чувство ритма, что у него были проблемы со следованием за дирижёром.
Одни считали, что он был умным, интеллигентным человеком, но несколько наивным, как ребёнок. Другие – он не смог выстроить свою карьеру. Его перестали приглашать на работу в Голливуде.
Тоша переехал в Лас-Вегас, где играл в эстрадном оркестре одной из гостиниц.
Виртуоз скрипки скончался 15 ноября 1962 года в Лос-Анджелесе.
Позднее он занимался у известных педагогов – Макса и Александра Фидельманов. В 7 лет Тоша уже поражал слушателей в Варшаве. С 1912 года юный талант занимается у самого Леопольда Ауэра. В его класс в Петербургской консерватории он принят полным стипендиатом (то есть без оплаты).
Великий скрипичный педагог Карл Флеш написал в мемуарах:
Несправедливо, что Тоша Зайдель не часто включается в первый ряд школы Ауэра. Я не знаком с ним как с человеком, чтобы найти более глубокие причины недооценки, но одно я знаю: по качеству его звук – один из красивейших, когда-либо слышанных мною на протяжении моей карьеры. И технически он великолепен, поэтому я считаю несправедливостью судьбы то, что он не считается третьим в триумвирате с Хейфецем и Эльманом.
С 1924 года он играет на скрипке «Да Винчи» работы великого Страдивари. Старейшина американской музыкальной критики Гарольд Шонберг включил Зайделя, наряду с Яшей Хейфецем, Мишей Эльманом, Ефремом Цимбалистом и Натаном Мильштейном, в число «юных еврейских скрипачей, которым суждено было потрясти мир».
Леопольд Ауэр говорил:
Яша Хейфец – это ангел скрипки, а Тоша Зайдель – ее чёрт.
Джордж и Айра Гершвины написали песню «Миша, Яша, Тоша, Саша». Они имели в виду Сашу (Якобсен), известного скрипача, Мишу (Эльман), Яшу (Хейфец) и Тошу (Зайдель). Все трое родились в России, учились у профессора Ауэра, имели аншлаги в Карнеги-Холле.
После эмиграции в США широко концертировал, в начале 1930-х музицировал вместе с Альбертом Эйнштейном. По рассказам, гениальный физик в знак благодарности подарил ему краткое изложение теории относительности, сделанное собственной рукой.
Зайдель много записывался, исполнял сольные скрипичные партии для голливудских фильмов, в том числе для саундтрека картин «Волшебник страны Оз», «Интермеццо».
Вот что писали о нем современники и критики. Аккомпаниатор Андре Бенойст:
Тоша играл с жаром и теплотой, у него была привычка, как у Эльмана, ходить во время игры, подобно посаженному в клетку молодому льву. Звук его был большим и ярким. Его игра волновала. Тоша был смуглый, горячий, энергичный и самоуверенный, похожий на молодого миниатюрного петушка.
Скрипач и музыковед Борис Шварц написал:
Личность Зайделя отличалась от Хейфеца; его игра была восхитительная и страстная. Фактически некоторые специалисты полагали, что Зайдель сочетает в себе лучшие качества Эльмана и Хейфеца, а именно: темперамент и виртуозность.
В 1950-х годах Тоша изредка играл сольные концерты, исполнял соло на радио, сформировал собственное трио. Недоброжелатели Зайделя говорили, что у него было плохое чувство ритма, что у него были проблемы со следованием за дирижёром.
Одни считали, что он был умным, интеллигентным человеком, но несколько наивным, как ребёнок. Другие – он не смог выстроить свою карьеру. Его перестали приглашать на работу в Голливуде.
Тоша переехал в Лас-Вегас, где играл в эстрадном оркестре одной из гостиниц.
Виртуоз скрипки скончался 15 ноября 1962 года в Лос-Анджелесе.