ГРАД » Этот день в истории Одессы » Он всегда был светел душой и грандиозно талантлив
Он всегда был светел душой и грандиозно талантлив
Вольф Евнович (Владимир Евгеньевич) Жаботинский родился в ассимилированной еврейской семье, в Одессе 6 октября 1880 года. Его отец, Евно (Евгений Григорьевич) Жаботинский, служащий РОПит, занимался зерноторговлей пшеницы, был выходцем из Никополя; мать, Хава (Ева Марковна) Зак, родом из Бердичева.
В Одессе он учился в гимназии, но курса не закончил – увлекся журналистикой. И уже с 16 лет стал публиковаться в крупнейшей провинциальной газете «Одесский листок». Работал как корреспондент в Швейцарии и Италии. Сотрудничал с газетой «Одесские новости», псевдоним Altalena (по-итальянски: качели). Высшее образование получил в Римском университете.
Корней Чуковский писал:
В 1903 году стал одним из организаторов первого в России отряда еврейской самообороны (ожидавшийся погром, однако, произошёл не в Одессе, а в Кишинёве). В августе делегирован на 6-й сионистский конгресс в Базеле и с этого момента начинает принимать активное участие в сионистском движении.
Основал ежемесячник «Еврейская жизнь» (в дальнейшем «Рассвет»), ставший официальным органом сионистского движения в России. В 1904 переехал в Санкт-Петербург и сотрудничал в «Руси» («Наброски без заглавия», подписываемые «Владимир Жаботинский»).
Активно откликался на все явления русской общественной жизни и горячо отстаивал начала свободы личности.
В 1908—09 годах – корреспондент в Константинополе; в это время впервые посетил Палестину. Основал издательство «Тургман» («Переводчик»), выпускавшее произведения мировой классики в переводах на иврит. С началом Первой мировой войны — корреспондент газеты «Русские ведомости» «в районе Западного фронта».
После вступления в войну Турции выдвигает идею создания еврейской военной силы. До тех пор сионисты старались придерживаться нейтралитета.
Жаботинский выдвинул идею, что сионистам следует однозначно принять сторону Антанты и сформировать в составе её сил еврейскую армию, которая бы приняла участие в освобождении Палестины и затем стала костяком организации в ней еврейского государства.
Находясь в Египте, совместно с И. Трумпельдором сформировал Еврейский легион в составе британской армии. Эти события он впоследствии описал в книге «Слово о полку».
После мировой войны Жаботинский поселился в Палестине. Весной 1920 года арестован английскими властями за организацию самообороны во время арабо-еврейских столкновений; заключён в крепости в Акко и приговорён к 15 годам каторги, но вскоре освобождён по амнистии.
Из-за радикального национализма, антисоциализма и ставки на силу, оппоненты обвиняли Жаботинского в фашизме. Любопытно, что «еврейским фашистом» называл Жаботинского, в качестве комплимента, Муссолини и даже рассчитывал не его помощь в распространении идей фашизма. Левые сионисты дали Жаботинскому прозвища «дуче» и «Владимир Гитлер» (выражение Бен-Гуриона).
Жаботинский кроме публицистических работ, писал романы (под псевдонимом Altalena). Исторический роман «Самсон Назорей» действие которого относится к библейским временам, описывает идеальный с точки зрения Жаботинского тип жизненно активного, смелого и воинственного еврея.
Автобиографический роман «Пятеро» (на русском языке) изображает трагическую судьбу ассимилированной еврейской семьи в Одессе в 1905 году — одно из лучших прозаических произведений эпохи, однако, почти не привлекшее внимание критики.
Умер 4 августа 1940 года в Нью-Йорке от сердечного приступа. Прах Зеева Жаботинского перезахоронен в Иерусалиме на горе Герцля в 1964 году по решению правительства Государства Израиль — как это требовал сам Жаботинский в завещании от 1935 года.
Корней Чуковский написал:
Именем Жаботинского названы улицы во многих городах Израиля, в Тель-Авиве есть Институт Жаботинского, занимающийся увековечиванием его памяти и наследия. Также именем Жаботинского названа улица в родной Одессе.
В Одессе он учился в гимназии, но курса не закончил – увлекся журналистикой. И уже с 16 лет стал публиковаться в крупнейшей провинциальной газете «Одесский листок». Работал как корреспондент в Швейцарии и Италии. Сотрудничал с газетой «Одесские новости», псевдоним Altalena (по-итальянски: качели). Высшее образование получил в Римском университете.
Корней Чуковский писал:
Владимир Евгеньевич Жаботинский... втянул в газетную работу и меня, писал стихи, переводил итальянских поэтов и написал пьесу в стихах, из которой я и теперь помню отдельные строки. Он казался мне лучезарным, жизнерадостным, я гордился его дружбой и был уверен, что перед ним широкая литературная дорога.
Но вот прогремел в Кишиневе погром. Володя Жаботинский изменился совершенно. Он стал изучать родной язык, порвал со своей прежней средой, вскоре перестал участвовать в общей прессе. Я и прежде смотрел на него снизу вверх: он был самый образованный, самый талантливый из моих знакомых, но теперь я привязался к нему еще сильнее.
Но вот прогремел в Кишиневе погром. Володя Жаботинский изменился совершенно. Он стал изучать родной язык, порвал со своей прежней средой, вскоре перестал участвовать в общей прессе. Я и прежде смотрел на него снизу вверх: он был самый образованный, самый талантливый из моих знакомых, но теперь я привязался к нему еще сильнее.
В 1903 году стал одним из организаторов первого в России отряда еврейской самообороны (ожидавшийся погром, однако, произошёл не в Одессе, а в Кишинёве). В августе делегирован на 6-й сионистский конгресс в Базеле и с этого момента начинает принимать активное участие в сионистском движении.
Основал ежемесячник «Еврейская жизнь» (в дальнейшем «Рассвет»), ставший официальным органом сионистского движения в России. В 1904 переехал в Санкт-Петербург и сотрудничал в «Руси» («Наброски без заглавия», подписываемые «Владимир Жаботинский»).
Активно откликался на все явления русской общественной жизни и горячо отстаивал начала свободы личности.
В 1908—09 годах – корреспондент в Константинополе; в это время впервые посетил Палестину. Основал издательство «Тургман» («Переводчик»), выпускавшее произведения мировой классики в переводах на иврит. С началом Первой мировой войны — корреспондент газеты «Русские ведомости» «в районе Западного фронта».
После вступления в войну Турции выдвигает идею создания еврейской военной силы. До тех пор сионисты старались придерживаться нейтралитета.
Жаботинский выдвинул идею, что сионистам следует однозначно принять сторону Антанты и сформировать в составе её сил еврейскую армию, которая бы приняла участие в освобождении Палестины и затем стала костяком организации в ней еврейского государства.
Находясь в Египте, совместно с И. Трумпельдором сформировал Еврейский легион в составе британской армии. Эти события он впоследствии описал в книге «Слово о полку».
После мировой войны Жаботинский поселился в Палестине. Весной 1920 года арестован английскими властями за организацию самообороны во время арабо-еврейских столкновений; заключён в крепости в Акко и приговорён к 15 годам каторги, но вскоре освобождён по амнистии.
Из-за радикального национализма, антисоциализма и ставки на силу, оппоненты обвиняли Жаботинского в фашизме. Любопытно, что «еврейским фашистом» называл Жаботинского, в качестве комплимента, Муссолини и даже рассчитывал не его помощь в распространении идей фашизма. Левые сионисты дали Жаботинскому прозвища «дуче» и «Владимир Гитлер» (выражение Бен-Гуриона).
Жаботинский кроме публицистических работ, писал романы (под псевдонимом Altalena). Исторический роман «Самсон Назорей» действие которого относится к библейским временам, описывает идеальный с точки зрения Жаботинского тип жизненно активного, смелого и воинственного еврея.
Автобиографический роман «Пятеро» (на русском языке) изображает трагическую судьбу ассимилированной еврейской семьи в Одессе в 1905 году — одно из лучших прозаических произведений эпохи, однако, почти не привлекшее внимание критики.
Умер 4 августа 1940 года в Нью-Йорке от сердечного приступа. Прах Зеева Жаботинского перезахоронен в Иерусалиме на горе Герцля в 1964 году по решению правительства Государства Израиль — как это требовал сам Жаботинский в завещании от 1935 года.
Корней Чуковский написал:
Думаю, даже враги его должны признать, что все его поступки были бескорыстны, что он всегда был светел душой и что он был грандиозно талантлив.
Именем Жаботинского названы улицы во многих городах Израиля, в Тель-Авиве есть Институт Жаботинского, занимающийся увековечиванием его памяти и наследия. Также именем Жаботинского названа улица в родной Одессе.