ГРАД » Этот день в истории Одессы » Трагедия на море
Трагедия на море
Газета «Русское слово» сообщила о катастрофе только 22 июня (9-го по старому стилю), причем с пометкой о том, что своевременно информация не была напечатана по независящим от редакции причинам. В статье говорилось:
Пароход рассчитан на 300 пассажиров; спасательных средств было не более чем на 200 человек, а в момент катастрофы на борту находилось, как точно установлено, 506 платных классных пассажиров, ехало на каникулы много учащейся молодежи и ученическая экскурсия.
Как полагают также около 100 безбилетных, 31 человек команды. Катастрофа произошла в 20 верстах от Одессы, на широте Дофиновки, близ селения Григорьевка в 2 милях от берега.
Пароход получил пробоину в носовой части и в 5 минут затонул. Спущенные две шлюпки порывом ветра были опрокинуты. Спасавшимся пришлось держаться за плававшие предметы.
«Меркурий» следовал в Херсон из Одессы. Через 20 минут отошел пароход РОПиТ «Потемкин» в Николаев, имея на борту 820 пассажиров.
Часа через полтора после отхода пароходов по радиотелеграфу дано было знать в порт о катастрофе с пароходом. Не прошло 10-ти минут, как из порта полным ходом вышли все военные портовые и частные катеры со спасательными принадлежностями. Сильное волнение на море после ночного шторма препятствовало быстрому движению легких катеров, добравшихся до места катастрофы только спустя час. Громадные волны заливали низкие борта катеров.
Когда подошли к месту гибели «Меркурия», видны были только верхушки его мачт, на которых держались люди, цепляясь один за другого. Вокруг мачт барахтались в воде погибшие пассажиры. У берега моряки видели много выброшенных волнами трупов. Подойти к месту гибели «Меркурия», в виду волнения, было нелегко. Несколько катеров бросили канаты к мачтам и причалили к ним. Моряки приступили к спасению погибавших, которых к несчастью, на поверхности воды оказалось немного.
Часа через полтора после отхода пароходов по радиотелеграфу дано было знать в порт о катастрофе с пароходом. Не прошло 10-ти минут, как из порта полным ходом вышли все военные портовые и частные катеры со спасательными принадлежностями. Сильное волнение на море после ночного шторма препятствовало быстрому движению легких катеров, добравшихся до места катастрофы только спустя час. Громадные волны заливали низкие борта катеров.
Когда подошли к месту гибели «Меркурия», видны были только верхушки его мачт, на которых держались люди, цепляясь один за другого. Вокруг мачт барахтались в воде погибшие пассажиры. У берега моряки видели много выброшенных волнами трупов. Подойти к месту гибели «Меркурия», в виду волнения, было нелегко. Несколько катеров бросили канаты к мачтам и причалили к ним. Моряки приступили к спасению погибавших, которых к несчастью, на поверхности воды оказалось немного.
Градоначальством зарегистрирован список спасенных с пароход «Меркурий». В списке 164 фамилии. Причины гибели «Меркурия» еще окончательно не установлены, но присутствие здесь подводной лодки определенно и положительно исключается.
Здесь стоит отметить, что первоначальная версия, отрицающая действия субмарины, оказалась ошибочной. Позднее стало известно, что в защищенный район сумела пройти германская подводная лодка «UC-15», которая установила мины на траверзе села Григорьевка.
На одну из мин и наткнулся пароход «Меркурий» судоходного общества «Орион».
Продолжим рассказ о деталях трагедии по материалам печати того времени. «Капитан «Меркурия» Столяренко, спасенный и доставленный в Одессу, передает следующие подробности катастрофы, которые были напечатаны в газета "Раннее утро":
Он вместе с лоцманом Бариновым и учениками-практикантами Кацманом и Доросинским находился на мостике, когда раздавшийся внезапно страшный взрыв отбросил их далеко назад. Поднявшись на ноги, капитан хотел принять меры к успокоению пассажиров и распорядился спустить шлюпки. Однако, на судне парили невообразимый хаос и паника. Десятки людей кинулись к шлюпкам, препятствуя их спуску. Тем временем пароход быстро погружался носом, винт был уже в воздухе и вращался, ускоряя движение судна вниз. Многие очутились в воде, срываясь с борта и бросаясь добровольно. Находившиеся на мостике стали сбрасывать в воду пояса и разные пловучие предметы.
Особенно отличился юноша Кацман, не думавший о собственном спасении, а подававший находившимся в воде возможную помощь, пока его не захлестнуло сорвавшимся тентом, из-под которого он не смог выбраться, и пошел ко дну с судном. Лоцман Баринов также погиб.
Шедший впереди в 60-ти саженях пароход Русского общества пароходства и торговли «Потемкин» хотел подойти к месту катастрофы; однако его пассажиры восстали, предполагая, что «Меркурий» гибнет от торпеды, и заставили капитана «Потемкина» уйти полным ходом вперед.
Есть версия, что потребовали не останавливаться пассажиры первого класса на «Потемкине». Они испугались взрыва и боялись, что сами наткнутся на мину возле «Меркурия». Капитан заявил им, что обязан помочь гибнущему судну. Тогда на мостик бросились офицеры и, грозя револьверами, заставили капитана идти своим курсом.
Считается, что до катастрофы в 1986 году теплохода «Адмирал Нахимов» гибель «Меркурия» была самым крупным крушением на Черном море.
Еще до революции владельцы парохода решили поднять груз и тела жертв. Судно, застрахованное на солидную сумму, для них интереса не представляло. Разгрузкой трюмов на «Меркурии» занялось водолазное предприятие купца Болохина, который заработал на этом деле большие прибыли.
Только в 30-ых годах водолазы ЭПРОНа («Экспедиция подводных работ особого назначения») с большим трудом, после нескольких неудачных попыток, подняли «Меркурий».
Вещи пассажиров стали экспонатами в Одесском музее водного транспорта (позднее – музей морского флота): покоробленная книга «Международный свод сигналов»; «Анатомия человека»; «География», раскрытая на странице с заголовком «1492 год – открытие Америки»; заржавленный револьвер; ручка зонтика, потускневший графин; портфель, изъеденный морской солью; патронташ; офицерские сабли с клеймом и несколько старых монет.