ГРАД » Этот день в истории Одессы » Друзья по оружию вернулись в Одессу
Друзья по оружию вернулись в Одессу
Читать grad.ua в  

«В Одессу вернулись с театра Балканской войны авиаторы Евсюков, Колчин и Седов.»

Газета «Новое время» 23 марта 1913  года

Летчики входили в авиационный отряд Сергея Сергеевича Щетинина. В сентябре 1912 года они добровольцами отправились в Болгарию, чтобы помочь братьям-славянам в Балканской войне с Турцией.

23 марта 1913 года Одесса встречала авиаторов Евсюкова, Колчина и Седова, которые вернулись домой с Балканской войны.

В Одессу вернулись с театра Балканской войны авиаторы Евсюков, Колчин и Седов
Нужно сказать, что Первая Балканская стала первой войной с массовым применением авиации. Когда в Болгарии объявили всеобщую мобилизацию, военная авиация находилась в стадии формирования. К началу активных боевых действий болгарская армия могла рассчитывать на пятерых пилотов – это Симеон Петров, Христо Топракчиев, Никифор Богданов, Радул Милков и Людмил Лулчев; ограниченное число механиков.

Авиаторы-добровольцы Балканской войны
Авиаторы-добровольцы ехали поездом до Одессы, оттуда на пароходе до устья Дуная, затем до городка Рущук, вновь по железной дороге до Тырново, древней болгарской столицы. 16 октября отряд прибыл на военный аэродром Тырново-Сеймен, позднее базировался неподалеку от города Мустафа-паша.

Первый в истории российской авиации боевой вылет совершил 19 октября Тимофей Ефимов (вне отряда Щетинина) — младший брат Михаила Ефимова, первого летчика России. К слову, первый полет тот совершил в Одессе.

Авиаторы Балканской войны
Пилоты вели воздушную разведку, бомбили турецкие укрепления, сбрасывали листовки, служили своеобразными связными.
В составе болгарской армии к концу войны было три авиационных отделения. Первое из четырех аэропланов — «Albatros MZ2», «Bleriot-XI», «Voisin-Militaire» и «Farman-VII» — возглавил Р. Милков. в отделении числились еще трое летчиков: болгарин С.Калинов, русские Н.Богданов и Н.Костин.

Во втором отделении (командир Д.Сакеларов) имелись два «Farman-VII», «Bleriot-XI» и «Sommer». Летчики — болгарин С.Петров, русские П.Евсюков и Ф.Колчин, швейцарец Э. Бюри. Третье отделение состоявло из двух «Bleriot-XI», командовал летнаб П.Попкръстев. Пилоты — итальянец Дж. Сабелли и русский Я.Седов.

Авиаторы Балканской войны
В марте 1913 года закончилась Первая Балканская война, авиаторы вернулись на Родину. Их встречали как героев. Вся страна знала их по именам и в лицо. В 1914 царь Фердинанд наградил всех авиаторов, принимавших участие в болгаро-турецкой войне.

Командир отряда Щетинин награжден орденом «За военные заслуги» 5-й степени с короной. Летчики Евсюков и Колчин – такими же орденами, но без короны, Костин (к тому времени умер от рака желудка, сказались последствия двухмесячного пленения турками); Седов, механики Дегтярев, Иванов, Коровкин, Сикурчинский, Тарасов, Щербаков – орденом 6-й степени.

Авиаторы Балканской войны 
Теперь немного подробнее о героях газетной заметки. Евсюков Петр Владимирович (1890 – 1914) происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Петр, будучи студентом Петербургского политехнического института, окончил в 1911 году авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн» в Гатчине.

Евсюков летал на всех типах сухопутных и морских самолетов завода Щетинина. Он заслуженно считался мастером «фигурных полетов» – высшего пилотажа своего времени. Погиб в Петрограде 13 сентября 1914 года при испытании летающей лодки М-2. При выполнении глубокого виража аппарат задел крылом за водную поверхность.
Евсюков Петр Владимирович
Федор Фёдорович Колчин родился 13 июня 1890 года в Петербурге. Принимал участие в 1-й Мировой войне в составе 3-го полевого, 8-го армейского авиаотрядов. С 1916 в составе Авиационного дивизиона по охране царской Ставки. Во время Гражданской войны – летчик Донской армии Всевеликого Войска Донского. Умер от тифа в Новочеркасске 17 июня 1919 года.

Федор Фёдорович Колчин
Яков Иванович Серов (Седов – псевдоним), первый авиатор Сибири. Родился он в 1878 году. После смерти отца семья переехала в Киев, а затем в Одессу. Яков работал в мастерских пароходства, затем на ледоколе «Полезный». Благодаря велоспорту познакомился с Михаилом Ефимовым и Сергеем Уточкиным, впоследствии не без их влияния влюбился в авиацию.

Яков Иванович Серов
Учился во Франции, первый полет совершил осенью 1910 года в Москве на аппарате «Фарман-4».

После революции работал в авиастроении, на заводах в Ленинграде и Новосибирске. Он собирал легендарные У-2, знаменитые амфибии Ш-2, боевые самолеты. Награжден орденом «Знак Почета». Скончался Яков Иванович Седов-Серов 17 декабря 1964 года в Ленинграде.




Комментарии