15 августа: эпидемия чумы в Одессе
1812 год. В Одессе началась эпидемия чумы. После заключения с Турцией Бухарестского мирного договора, по словам историка А. Скальковского, «сношения с Заднестровским краем сделались свободными, и целые стаи кораблей начали посещать Одесский порт». Градоначальник герцог де Ришелье дал секретное приказание медикам наблюдать за событиями. После смерти нескольких человек из итальянской театральной труппы с одинаковыми симптомами, «главный доктор Карантина, коллежский асессор Ризенко решился произнести слово «чума».
Градоначальник принял решение: «Никто не будет выпущен из мест сомнительных без строгого карантинного очищения за Буг, Днепр и даже морем в другие страны». Военный комендант Ф.А. Кобле возглавил комитет «для наблюдения за продовольствием». Все население Одессы было приказано тщательно осмотреть для отделения больных от здоровых, сокращалось перемещение жителей по городу, очищались канавы и колодцы. Ришелье переселил в специально выстроенные бараки весь бедный люд Карантинной и Водяной балок и сжег зараженные дома. Были закрыты училища, лавки, церкви, зачумленные вещи сжигались, ассигнации опрыскивались уксусом и окуривались. В крепости, переданной в городское ведомство и приспособленной под карантин, устроили отделение для приема сомнительных больных из города, такое же отделение создали в городской больнице.
В историческом очерке «Прошлое и настоящее Одессы», изданном в 1894 году, ситуация в городе описана следующим образом: «На улицах было пусто. Только от времени до времени медленно тянулись повозки с красными или черными флагами: это везли в лазарет заболевших чумою, или на кладбище — умерших от чумы... Не видать было на улицах никого из обывателей. Только медики, комиссары да герцог Ришелье и появлялись всюду».
Для погребения умерших, в степи с южной стороны города, устроено специальное кладбище, ныне - знаменитая Чумка. Отправкой больных, уничтожением зараженных вещей и погребением умерших занимались специальные служители - мортусы. Они назначались, как правило, из числа преступников, приговоренных к смерти или каторжным работам, носили маски и просмоленные балахоны с капюшонами, закрывавшими лица.
За пять месяцев, до 16 февраля 1813 года, когда карантин был снят, в городе переболело чумой 4038 человек, или каждый пятый житель, умерло 2632 человека — это 13 % населения Одессы. Комиссия после расследования пришла к выводу, что чума была занесена в город судном, прибывшим из Константинополя.
1849 год. О правах порто-франко, дарованных городу Одессе.
Именной указ, данный Сенату
…Повелеваем:
- Права Одесского порто-франко продолжить еще на 5 лет.
- Из тех пошлинных сборов, кои с 15 Августа текущего 1849 года будут поступать в Одессе за потребляемые там иностранные товары, отчислять по прежнему, в пользу сего города, одну пятую часть тарифных пошлин, а остальные обращать в таможенный доход.
- При вывозе с 15 Августа 1849 года из Одессы внутрь Империи дозволенных общим тарифом иностранных товаров, взимать: за оплаченные в Одесской портовой таможне до 15 Августа 1849 года – прежнюю дополнительную пошлину, а за прочие, т. е. выпускаемые из этой таможни после означенного срока – ту, какая на основании 1 пункта сего указа причитаться будет.
1871 год. Открыта Одесская обсерватория.
Ранее Городская дума Одессы приняла решение о необходимости создания астрономической обсерватории в составе Императорского Новороссийского университета. Для постройки выделена территория бывшего сигнального телеграфа, расположенного на Ланжероне, вблизи вала крепости, частично сохранившегося. Средства выделило государственное казначейство (31500 рублей) и Одесская дума (20600 рублей). Профессор Леопольд Фомич Беркевич (1828-1897) - первый заведующий обсерваторией. Обсерватория входила в состав кафедры астрономии и выполняла поручения городских властей, кроме учебных и научных задач. Это поверка навигационных приборов кораблей, слежение за правильным ходом часов и определение времени зажигания и гашения уличного освещения. Понимая, что качественные наблюдения требуют чистой атмосферы, сотрудники обсерватории начали посадку деревьев, которые стали зачатком Александровского парка (ныне имени Тараса Шевченко).
1941 год. Подводная лодка «Щ-211»
Подлодка под командованием капитан-лейтенанта А. Д. Девятко, вблизи румынских берегов обнаружила вражеские транспорты, которые шли в сторону Одессы. «Щ-211» потопила транспорт «Пелеш» (5708 брт), это первая победа черноморских подводников. Александр Данилович Девятко считается одним из самых результативных советских подводников начального периода войны. За уничтожение двух крупных судов противника Девятко был награжден орденом Красного Знамени. Капитан Девятко погиб вместе со своим кораблем 30 ноября 1941 года.