ГРАД » Этот день в истории Одессы » 10 августа
10 августа
- Владимир Константинович Пискорский, историк, родился 10 августа 1867 года в Одессе. Выпускник историко-филологического факультета Киевского университета. Продолжительное пребывание в Испании дало возможность В.Пискорскому сосредоточить занятия на истории этой страны. Его «История Испании и Португалии» вошла в состав коллекции «История Европы по эпохам и странам». Пискорский был профессором всеобщей истории в Нежинском историко-филологическом институте, преподавал в Казанском университете. Владимир Константинович Пискорский трагически погиб в августе 1910 года, попав под поезд.
- 10 августа 1915 года в Одессе родился Герой Советского Союза Алексей Марцинковский. Воевал с 1941 года. К апрелю 1945 капитан Алексей Марцинковский был заместителем командира по артиллерии. 11 апреля 1945 года в бою под городом Оберварт Марцинковский руководил действиями артиллеристов во время отражения немецкой контратаки. Был ранен, но продолжал сражаться, даже когда схватка перешла в рукопашную. В том бою Марцинковский погиб. Он похоронен в Оберварте. Алексей Марцинковский посмертно удостоен звания Герой Советского Союза. В честь Алексея Марцинковского было названо ПТУ при Одесском мясокомбинате, на котором он работал в юности.
- "Жара или летний застой в торговле делают одесских приказчиков рассеянными до невменяемости. И не только рассеянными, но, сплошь и рядом, грубыми. „Отрежьте мне столько-то аршин этой материи... — Извольте!.. - И... отрежет другой. В ответ на замечание — грубость... К сожалению, это наблюдается не только в мелких магазинах, но и в весьма крупных и солидных фирмах. Снаружи как будто все хорошо, культура, цивилизация, последний крик моды, парижские новости и пр. и пр... A заглянете внутрь - дикари. А, может быть, в самом деле, жара действует столь разлагающе на приказчичью „галантерейность". 1912 год.
- Сумасшествие Уточкина. «Авиатор Уточкин помещен в психиатрическое отделение больницы св. Николая Чудотворца. Уточкин, как говорят, хотел проникнуть в Зимний дворец, прося швейцара доложить о себе Государю Императору, и когда швейцар отказался, избил его. В больнице Уточкина пользует известный врач-психиатр Чехов. По словам врача, ненормальное состояние авиатора ясно с первого же взгляда. На первый же вопрос Чехова: «Вы — знаменитый авиатор?», Уточкин ответил: «А вам какое дело!»; затем, немного успокоился и рассказал о себе. Он подтвердил, что желал проникнуть во дворец по приглашению, но его не пропустили, и он с присущей ему горячностью стал добиваться пропуска. Уточкин также сообщил, что в последнее время бедствовал, голодал, что для него, как человека, раньше имевшего много денег, которые он раздавал, помогал всем без разбору, было нелегко перенести. Но он не говорил никому о том, что ему есть нечего и спать негде, а главное, что его ужасало, это пущенный родными и друзьями слух об его сумасшествии. Поводов к этому, кроме его увлекающейся натуры, не было. Наконец, после нескольких попыток упрятать его в сумасшедший дом он уехал из Одессы, где все его знали, в Киев, Москву и, наконец, Петербург, где пробовал зарабатывать литературными трудом. В одном журнале Уточкин поместил свою исповедь, написал ее в один присест. «Авиаторы вспоминают, что еще на прошлой неделе Уточкин присутствовал в аэроклубе на банкете в честь Сикорского, дважды выступал с остроумной речью, привлекшей всеобщее внимание, сильно конфузился за cвой неподходящий для банкета костюм и долго пришлось просить Уточкина сесть за стол. Но он жаловался друзьям не на бедственное положение, а лишь на то, что ему действительно грозит опасность сойти с ума вследствие пущенного слуха об его сумасшествии». 1913 год.
- Конфискация автомобилей. «По распоряжению из Петербурга в Одессе конфискованы автомобили нескольких немецких фирм. В магазине «Бенц и Ком.» по Ришельевской ул. вчера утром явился полицейский надзиратель и составил подробную опись всех бывших на складе машин. Той же участи подверглись автомобили, найденные на другом складе обществава – на углу ул. Кондратенко и Ришельевской. В обоих складах «Бенц и Ком.» конфисковано всего 25 автомобилей. Передают, что на русско-германской границе также арестованы 30 автомобилей этой фирмы. Конфискации подверглись также автомобили других австрийских и германских Фирм «Делер», «Dixi» и др.» 1914 год.