«Январку» рисуют, пока не рухнула окончательно
В социальной сети Фейсбук прочитал об инициативе группы художников, которые решили запечатлеть для потомков стены «Январки». Там уже мало чего осталось от прежних корпусов, куда я ходил, работая в отделе экономики «Вечерней Одессы». Крупнейший и один из самых старых заводов города. Об истории это предприятия написаны десятки книг.
Думали, что вторую молодость «Январке» даст совместное производство с известной фирмой «Либххер». Не получилось. Оказалось, что Украине краны не нужны. Почему? Это отдельная тема.
На Старопортафранковской улице, неподалеку от Морского университета и Архитектурной академии, есть еще один памятник промышленной архитектуры – бывший завод по производству знаменитого одесского мороженного. Тоже разваливается. Не так, как «Январка», но рушится.
На улице Канатной можно видеть прекрасный образец архитектуры, в котором размещалась когда-то фармацевтическое объединение. Сейчас там, на первом этаже, вроде, аптека. А между тем, рассказывают любители истории, это здание получило диплом за архитектурное решение на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
К чему я вспоминаю эти объекты в центре Одессы? Да к тому, что наши предприниматели, занимающиеся строительным бизнесом (и не только!), забывают о том, что кроме квадратных метров жилья на продажу, надо думать и детских садах, школах и, – главное, – культурных центрах.
Пару лет назад я был в Лодзи. В знаменитом городе польских ткачей. Там на месте бывших фабрик, в их старых стенах, построили потрясающие торговые и развлекательные центры, которые облюбовала молодежь.
Понятно, что культурно-развлекательный центр сразу денег не принесет. Тут речь идет об инвестициях «в долгую». Но судя по опыту Лодзи, тамошние предприниматели рискнули и не проиграли. Они сделали благое дело: сохранили в памяти молодых историю города. И дали им возможность реализовать себя на этих новых площадках.
Не знаю, кто из одесских предпринимателей решиться заняться такими проектами. Но уверен, что они нужны городу и самой юной части его жителей.