Схема определения бедности – есть. А вот, как с бедностью бороться, никто не сказал
Давайте трижды крикнем громкое: «Ура!».
К чему это я? Да, к тому, что Министерство социальной политики, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Государственная служба статистики и Национальная академия наук (НАНУ) утвердили методику комплексной оценки бедности. Целых четыре солидных общенациональных ведомства, - министерского уровня! – корпели над тем, чтобы рассказать обывателю о том, кто такие бедняки и с чем едят слово «бедность».
Теперь плавно перехожу к трем критериям этого определения. Они, понятно, заморочены до упора, дабы мало кто понял и не загрустил до отчаяния. Но, все-таки, оглашу. Первый критерий звучит так: совокупные эквивалентные расходы лица ниже 75 процентов медианного уровня среднедушевых эквивалентных совокупных расходов. Медианный доход - это доход, ниже и выше которого располагаются доходы двух групп граждан - по 50 процентов населения страны каждая. Соответственно, такая же формулировка и медианного расхода. То есть, грубо говоря, население делится на две равные группы: с высоким и низким расходом (доходом). И если большинство не в состоянии тратить больше в силу отсутствия доходов, то такая часть населения приближается к определению «бедняк». К этой же категории относится еще один признак. Цитирую: общие эквивалентные доходы лица ниже фактического прожиточного минимума в среднем на душу населения; общие эквивалентные доходы лица ниже законодательно установленного прожиточного минимума в расчете на месяц в среднем на одного человека.
У второго критерия бедности, оглашенного вышеперечисленными ведомствами есть тоже несколько признаков, но остановлюсь на одном. Эквивалентные расходы лица ниже черты бедности, определенной Организацией Объединенных Наций (ООН) для стран Центральной и Восточной Европы как гривневый эквивалент 5,05 доллара в соответствии с паритетом покупательной способности. Напомню, что ранее постоянный представитель программы развития ООН в Украине Нил Уокер сообщил, что в Украине за чертой бедности живет около 60 процентов населения.
Ну, и наконец, третий критерий. Наличие в домохозяйствах из-за нехватки средств 4-ех из 9-ти признаков депривации (депривация – это сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности). Перечислю все, что включает в себя методология Евросоюза для определения этой самой «депривации». Наличие в домохозяйства задолженности по выплате ипотечного кредита или арендных платежей, счетов за коммунальные платежи, платежи за приобретение товаров и услуг на выплату или других платежей по кредитам. Неспособность домохозяйства оплатить недельный ежегодный отпуск вдали от дома. Неспособность платить за поддержание надлежащей температуры в жилище.
Неспособность платить за потребление блюд с мясом, курятиной, рыбой (или их вегетарианским эквивалентом) через день. Уже оглашенного выше хватит, чтобы каждый из нас, примерил на себя эти самые критерии бедности, выработанные чиновниками с подсказки ученых. Правда, я не могу взять в толк, к чему такие столь долгие поиски критериев бедности в Украине, когда они очевидны без употребления специальных определений? Может, надо было потратить время на создание программы борьбы с бедностью, которой до сих пор в стране, по сути, нет? Но, видать, ее создание требует наличие ума и воли у власти, что является очевидным дефицитом.