В центре внимания 07.08.2014
О «налоге на войну», так его быстро окрестил обыватель, предпочитают не говорить. То ли из-за боязни слыть не патриотом, то ли из-за нежелания уходить в изучение темы, которая входит в «контры» с политикой Кабинета министров.
Между тем, стоит, без лишних эмоций внимательно изучить ситуацию и понять: поможет ли этот очередной шаг фискальной политики решить проблему финансирования наших Вооруженных сил и Национальной гвардии, которые, по сути, являются основными действующими лицами в боевых столкновениях на Востоке страны. Но поначалу сразу же скажу, что с учетом падения экономики, увеличения расходов на военные действия и обслуживания госдолга, оккупации части территории повстанцами (террористами, ватниками, колорадами) возникновение существенного дефицита является неизбежностью. По идеи Правительство должно было бы заранее заняться поиском новых источников доходов, но вместо этого оно начало резать социальные выплаты и целенаправленно разгонять инфляцию в надежде на рост «инфляционных доходов» бюджета. Очередной «новацией» нашего Кабмина стало введение временного дополнительного налога на доходы физлиц в размере полутора процентов. Тут стоит помнить вот, что: понятие доходов в Украине сужено настолько, что под него подпадает только заработная плата и сопутствующие доплаты. Сюда входят всякого рода компенсации, поощрительные премии, выигрыши разного рода лотереях, как государственных, так и частных. Понятно, что такое сужение базы налогообложения приведет к тому, что этот налог окажется наиболее обременительным для тех, у кого официальная заработная плата является главным источником доходов, а это, как правило, небогатые слои населения. А что же остальная, пусть малая, но зажиточная часть украинского общества? В структуре доходов таких украинцев существенную долю занимает пассивный инвестиционный доход. К примеру - доходы с депозитов и ценных бумаг. Еще незадекларированные доходы. Это - плата за сдачу в аренду жилой недвижимости, доходы от увеличения капитализации: перепродажа недвижимости и машин. Ну и, разумеется, взятки. Хотя далеко не все обладают таким своеобразным источником дохода. Понятно, что на все эти виды дохода «военный» налог не распространяется. Может ли обыватель прятать свои доходы, как олигархи, представители власти в офшорных зонах, западных банках через подставные кампании, словом использовать весь, далеко не полностью перечисленный арсенал ухода от налогообложения, используемый сильными мира сего? Разумеется, нет. Понятно, что Кабинет Министров Украины продемонстрировал некую беспощадность и к богатым. Скажем, с 1-ого августа возрастут платежи за пользование недрами при добыче газа, нефти, газового конденсата и железорудного сырья. Но, вот, какая «закавыка»: самое большое повышение касается добычи газа, которая на 95 процентов контролируется госкомпанией, и которая в условиях отсутствия газовых поставок со стороны РФ требует срочных инвестиций, а не дополнительных налогов. Отмены льгот для предприятий гостиничной деятельности и альтернативной энергетики вообще-то малоэффективные. Альтернативная энергетика, увы, в основном осталась в Крыму, а заполняемость отелей, к примеру, в Одессе – не впечатляет. Понятно, что в условиях военного конфликта, какое-то время общество будет готово поддержать власть и пойти на издержки. Хотя, разумеется, несправедливо, что, по мнению многих экспертов, основные потери понесет не самая богатая часть населения Украины. По некоторым подсчетам именно рядовые украинцы обеспечат поступления в бюджет около 65 процентов дополнительных доходов. Как по мне, так Кабинет министров просто обязан задумать над поиском альтернативных источников пополнения бюджета. Опираясь, как на опыт стран Евросоюза, так и пригласив в советчики, экспертное сообщество в составе экономистов и промышленников Украины.