Адриен Эжен Эмабль Жильбер, известный миру как Эжен Жильбер, вошёл в историю как один из пионеров авиации и яркий пример поколения отважных первопроходцев неба.
Родившийся 19 июля 1889 года в Рьоме, в центре Франции, с детства он проявлял интерес к технике. Уже в 12 лет мальчик совершил более чем стокилометровый пробег на трицикле, а спустя два года повторил его за рулём автомобиля. В 16 лет Жильбер стал испытателем автомобилей, совмещая работу с участием в мотогонках, соревнованиях по стрельбе и футболе.
Любовь к скорости и механизмам закономерно привела его к авиации. В 1908 году он самостоятельно построил моноплан с мотоциклетным двигателем — неудачный опыт лишь укрепил стремление летать. Настоящим шагом в небо стало поступление в школу Луи Блерио. 24 сентября 1910 года после всего восьми занятий Жильбер получил свидетельство пилота № 240 Аэроклуба Франции.
Задолго до того, как имя Жильбера прогремело на фронтах Первой мировой, он совершил яркий экспериментальный полёт, который произвёл фурор 1 ноября 1909 года в Одессе.
Конечной целью маршрута Жильбер тогда называл Константинополь.
С началом Первой мировой войны Жильбер был призван в армию. Он стал пилотом знаменитой эскадрильи MS23, где вместе с Роланом Гарро и другими асами сражался в воздухе.
10 января 1915 года, действуя с наблюдателем лейтенантом де Пюэкредоном, он сбил немецкий аэроплан. Французы проявили благородство — оказали помощь раненому противнику и сообщили о судьбе экипажа его сослуживцам. Эта история вызвала широкий резонанс в прессе, а оба авиатора вскоре были удостоены звания кавалеров Ордена Почётного легиона.
Его самолёт получил название «Мститель», а сам он – репутацию смелого и удачливого аса. На счету Жильбера числилось шесть подтверждённых побед, хотя он сам скромно признавал только четыре.
Не обошлось и без драматических эпизодов. В 1915 году во время вынужденной посадки в нейтральной Швейцарии Жильбер оказался интернирован. За время заключения он предпринял несколько побегов, часть из которых завершилась неудачно. Лишь четвёртая попытка увенчалась успехом, и французские власти наконец позволили ему остаться на Родине.
Однако состояние здоровья — в частности последствия повреждённой барабанной перепонки и хронического отита — не позволили продолжить боевую службу. Жильбер был переведён на испытания новых самолётов. 17 мая 1918 года во время тестового пикирования его самолёт разрушился в воздухе. Пилот погиб. Похороны состоялись в Версале и собрали множество официальных лиц и знаменитых авиаторов.
Эжен Жильбер был награждён Военной медалью, орденом Почётного легиона и Военным крестом с четырьмя пальмами, дослужившись до звания су-лейтенанта.
Имя авиатора сохранила площадь в городе Бриюд, где жила его семья. Но и история его полёта на аэростате над Одессой остаётся ярким эпизодом в биографии человека, который всю жизнь стремился к небу.









