Связь таланта и родины – неразрывна
Николай Губенко родился 17 августа 1941 года во время бомбежки в катакомбах Одессы. Отец погиб на фронте, так и не увидев новорожденного сына. Мать была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами.
Вместе с ним круглыми сиротами остались старшие три сестры и брат. После потери родителей жил у дедушки и бабушки. В 1947 году из-за тяжелого финансового положения семьи его определили в Одесский детский дом №5.
Детство в интернате закалило и дисциплинировало будущего актера и политика. Губенко признается, что «монастырский» режим, по которому жили он и его одноклассники, выработал строгий подход ко времени и распорядку дня. Однако, несмотря на всю строгость содержания, Губенко уже тогда проявил себя как разносторонний и увлекающийся человек. Друзья детства вспоминают, что, участвуя в школьном оркестре, он то и дело менял инструменты, желая узнать и освоить что-то новое.
Часть предметов в старших классах интерната преподавалась на английском языке, воспитанникам этого заведения лежала прямая дорога в Военный институт иностранных языков. Однако институт в 1955 году упразднили, и Губенко пришлось выбирать новую профессию.
Еще в школьные годы он выступал на сцене в драматическом кружке. В старших классах посещал танцевальную студию Одесского клуба трамвайщиков и театральную студию при Доме актера. С 1958 года работал в Одесском ТЮЗе. Начинал как рабочий сцены, потом стали поручать эпизодические роли. Губенко поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Николай Губенко вспоминает:
На втором курсе молодой актер утвержден на роль в фильме «Застава Ильича». Гонорар казался баснословным – 250 рублей в месяц; что делать с деньгами, он не знал – и решил потратить их на самообразование: взял уроки у преподавателей циркового училища. Навыки акробатики, жонглирования, даже хождения по проволоке пригодились Николаю Губенко в актерской карьере.
Почти все они были использованы в картине «Последний жулик», однако и многие другие роли Губенко требовали недюжинной физической подготовки.
Одну из важнейших театральных ролей актер сыграл уже во ВГИКе. По иронии судьбы он играл Гитлера в спектакле «Карьера Артуро Уи» по пьесе Бертольда Брехта. В этом образе молодого актера впервые увидел Юрий Любимов, и сразу после окончания ВГИКа Губенко стал актером Театра на Таганке. Немногим позже в театр пришел Владимир Высоцкий, актер с тем же амплуа, что и Губенко. Николай Николаевич утверждает, что соперничества между ними не было. Актеры поделили между собой репертуар, а вне стен театра занимались совершенно разными вещами: Высоцкий писал стихи и песни, а Губенко реализовал себя как талантливый кинорежиссер.
Жена Николая Губенко – актриса Жанна Болотова, Они знакомы еще со студенческих лет, вместе учились во ВГИКе.
В 1968 году вышла первая короткометражка Губенко — «Настасья и Фомка». Через три года автор снял первую полнометражную драму – «Пришел солдат с фронта» по мотивам рассказов Сергея Антонова. Автором сценария картины стал Василий Шукшин.
Работая над своими картинами, Губенко действует по принципу Николая Гоголя: писать (снимать) только о том, что видел, что очень хорошо знает. Вот и получилось, что для съемок фильма «Из жизни отдыхающих» режиссер поехал в санаторий «Мисхор» на 24 дня, а материал для драмы «Запретная зона» готовил, путешествуя на велосипеде по российской глубинке и записывая на диктофон окружающих его людей.
В конце восьмидесятых он становится главным режиссером еатра на Таганке, а после возвращения туда Любимова и раскола труппы Губенко занимает пост руководителя театра «Содружество актеров Таганки».
В этот же период Николай Николаевич вступает на должность министра культуры СССР – с ноября 1989 по август 1991 года. И хотя Губенко шутит, что при повторном назначении тут же подал бы в отставку – слишком уж сильно повлиял этот пост на его творческие планы, – он до сих пор активно занимается политикой.