ГРАД » Этот день в истории Одессы » Народный архитектор

Народный архитектор

Борис Иофан
Читать grad.ua в  

Борис Михайлович Иофан  – один из крупнейших и лучших советских зодчих — родился в 1891 году в Одессе. В родном городе, еще ребенком,  он увлекся рисованием  и решил стать живописцем. В 12 лет Борис Иофан поступает на живописное отделение художественного училища. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит с живописного на архитектурное отделение. В 1911 году он закончил училище и получил звание техника-архитектора. После военной службы Иофан практикует в Петербурге подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И. Долгинова, работает у  старшего брата Дмитрия.

Дипломный проект

В 1914 году Борис Иофан уехал в Италию, где прожил 10 лет. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Он много строит в Италии (Рим, Тиволи, Тоскана). Затем заканчивает курс в Высшей инженерной школе.

Борис Иофан В 1924 Иофан возвращается в СССР и становится  крупной и значимой фигурой советского зодчества. В Москве по его проектам построены удобные и функциональные жилые дома, общественные и учебные заведения. Первым жилым комплексом, построенным в Москве, стали дома на Русаковской улице с прекрасной экономичной планировкой квартир и гармоничным экстерьером. Крупнейшим реализованным замыслом архитектора стал комплекс Дома ЦИК и СНК СССР – знаменитый «Дом на набережной». Это сооружение является важной вехой на творческом пути зодчего. Возведенный в эпоху увлечения идеей коммун, этот дом существенно отличался от них.

Дом на набережной

Он содержал, кроме жилья, большое количество пристроенных общественных помещений: клуб с театральным залом (ныне театр Эстрады), самый большой тогда в Европе кинотеатр «Ударник» на 1600 зрителей, универмаг с продуктовым и промтоварным отделениями, столовую, спортзал, библиотеку, механическую прачечную, почту и сберкассу. Мрачно-серые стены создавали впечатление несокрушимой мощи, подавляющей величием. Некоторое разнообразие вносили фонтаны, размещенные архитектором во внутренних дворах комплекса, в память о его пребывании в Италии.

Фонтаны

Главной темой творчества Бориса Иофана было проектирование монументально-грозного и величественного Дворца Советов, который должен был встать практически напротив «Дома на набережной» на месте взорванного в декабре 1931 года Храма Христа Спасителя.

Размеры здания потрясали всякое воображение – высота 416 метров, масса 2 миллиона тонн, общий объем 7 миллионов кубометров, что примерно равнялось сумме объемов 6 (!) знаменитых нью-йоркских небоскребов.

Дворец Советов

Великая Отечественная война помешала завершить циклопическое строительство. В конце концов, на фундаментах Дворца построили крупнейший в Европе открытый бассейн «Москва».

Третьим наиболее значимым сооружением в биографии мастера был великолепный, поразивший весь мир мощью и колоритом, динамикой и порывом, своей внутренней энергией павильон СССР на Международной выставке в Париже 1937 года. Павильоны СССР и Германии располагались один против другого, демонстрируя политическую конфронтацию двух держав в пространственном образе. Они были похожи на двух боксеров, готовых сойтись в смертельной схватке. Советский павильон уже строился, когда автор павильона Германии Альберт Шпеер только приступал к проекту.

Париж 1937

Подкупив французских служащих, он проник в помещение, где работал Иофан. Шпеер писал:

При посещении Парижа я случайно забрел в помещение, где находился скрывавшийся в тайне проект советского павильона. На высоком пьедестале триумфально шагали две фигура, как бы наступая на наш павильон. Тогда я запроектировал кубическую массу, расчлененную тяжелыми пилонами, которая должна была казаться останавливающей этот натиск, в то время как с карниза взирал сверху вниз на русскую пару орел со свастикой в когтях.

Париж

Показательно, что оба архитектора – Иофан и Шпеер – получили Золотые медали от организаторов, озабоченных тем, чтобы сохранить мир и не создавать напряжение между двумя могущественными государствами. Бросалось в глаза похожесть архитектурного облика павильонов, их мощный демонстративный характер. «Неудержимый динамизм художественного решения», «сгусток рвущейся вперед и вверх энергии», «символ нового мира» – так отзывались о павильоне. Это была победа, триумф, радость. «Экспонат останется в памяти участников ЭКСПО-37 так же, как Эйфелева башня на этой же выставке 1889 года».

Нью-Йорк 1939 Павильон Иофана – воплощение единого целого двух искусств. Архитектура и скульптура сливались воедино. Вера Мухина говорила: «Тут надо было найти такое равновесие и соподчинение, чтобы здание и скульптура одно без другого не могли существовать… Торжественную поступь (придуманную Иофаном), я превратила во всесокрушающий порыв».

Борис Иофан – единственный одессит, удостоенный звания «Народный архитектор СССР».

На строительстве

Архитектор был женат на Ольге Сассо-Руфф. Судьба соединила на полвека сына швейцара из Одессы и дочь итальянского герцога и русской княгини. Иофанн вспоминал о ней самыми теплыми словами: «Есть люди, которые не занимаются непосредственно творческой работой, по их проектам не сооружаются дома, они не делают открытий в науке, но у них есть замечательный талант строить жизнь других, создавать атмосферу для большой творческой работы. Таким талантом обладала Ольга Фабрициевна…».

Борис Иофан и его жена Ольга

Смерть настигла Бориса Иофана за чертежной доской, на которой была наколота калька с эскизом пьедестала скульптуры «Рабочий и колхозница». Это случилось 11 марта 1976 года.




Похожие новости

Комментарии

СМИ Украины: