Великий полузабытый фильм о любви
Киноленту «Городской романс» снял Пётр Тодоровский, он вместе с Феликсом Миронером написал сценарий. Оператор – Александр Полынников, композитор Олег Каравайчук.
Сюжет картины с участием Марии Соломиной, Евгения Киндинова и Зиновия Гердта прост. В большом городе встречаются тридцатилетний врач-рентгенолог Женя и юная студентка педучилища Маша.
«Девушка, вам не нужен щенок? А то я боюсь, что он попадет в плохие руки», — молодой человек выбегает из ремонта обуви без ботинка и догоняет девушку, которая понравилась ему с первого взгляда.
Выясняется, однако, что Женя не готов расстаться со свободой. Почувствовав это, Маша уходит. Должно пройти время, чтобы герои разобрались в своих чувствах.
Фильм посмотрели более 26 миллионов человек, при тираже в полторы тысячи копий.
Мария Соломина (Леонидова) об актерской профессии не думала. Она училась в Ленинграде, в ЛВХПУ имени Мухиной. На съемки дебютного фильма, «Городской романс», студентка попала случайно. Ее увидела ассистентка Тодоровского. Так как режиссер искал актрису, схожую с героиней фильма, Марию, хрупкую и по-детски миловидную – пригласили на пробы и немедленно утвердили.
К слову, Мария Соломина родилась в тот же день, в который состоялась премьера фильма.
К тому времени Мария уже была Соломиной, женой известного актера Виталия Соломина. С Виталием познакомилась на пробах «Городского романса». Его уже утвердили на главную роль, но между Петром Тодоровским и будущим «доктором Ватсоном» возник конфликт: им обоим слишком понравилась дебютантка. Режиссер, чтобы устранить конкурента, снял Соломина с роли и пригласил Евгения Киндинова. Евгений Киндинов немного позднее приобрел оглушительную популярность, после фильма Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных».
Мария Соломина сыграла еще несколько ролей в кинофильмах разной степени успешности. «Двое в новом доме» поставили крест на карьере актрисы. Партнером оказался Александр Абдулов, один из самых популярных у женщин актеров СССР, что вызвало ревность Соломина. Он категорически запретил жене сниматься в фильмах без него.
Так как Мария, к тому моменту уже не только жена, но и мать, не стремилась на экран, после этого в ее фильмографии были только две значительные роли. В 1979 году она сыграла близнецов Элен и Джулию Стоунер в первом эпизоде советского сериала о Шерлоке Холмсе. И фильм, и роль вызвали восторг у зрителей. В 1981 году Мария появилась на экране в последний раз – сыграла Стасси в экранизации оперетты «Сильва».
По манере картина Тодоровского во многом схожа с лентой «О любви» Михаила Богина. Однако, почти вдвое превзошла её по зрительской посещаемости. Интересно, что среди ближайших соседей по списку рекордсменов проката – «Три тополя на Плющихе», «Вам и не снилось...» и «Влюблён по собственному желанию». Их тоже можно назвать городскими романсами по жанру. Фильмы о частной любви двоих, лишённые идеологической или хотя бы социальной нагрузки, были редки и казались чуть ли не вызовом государству.
По мнению критиков, малоизвестное сокровище, не ставшее телеклассикой, фильм переливается еле уловимыми тонкостями, в которых много неожиданной свежести, юмора и откровенности. «Городской романс» — один из лучших примеров очаровательного иносказательного языка советского кино, которое умело говорить о невыразимом через музыку, монтаж и немые сцены.