ГРАД » Этот день в истории Одессы » Неутомимый собиратель
Неутомимый собиратель
«В душе каждого человека (и я в этом убежден) заложена любовь к миру прекрасного — к художественной литературе или изобразительному искусству, к музыке, к театру или творениям народных мастеров. И нужно порой очень немногое, чтобы эта любовь стала неотъемлемым спутником всей сознательной жизни. Случилось так, что с юных лет я был одержим любовью к русской классической литературе, а также к изобразительному искусству, уже с той поры ставшими для меня бескрайними океанами прекрасного»
И.С. Зильберштейн
28 марта 1905 года в Одессе родился Илья Самойлович Зильберштейн. Его отец служил бухгалтером на фабрике Абрикосовых, у матери не было даже начального образования.
Учился в Новороссийском университете. В 1923 году переехал в Петроград, там и окончил университет. 21-летний Илья Зильберштейн уже начал публиковать первые статьи и книги, посвящённые жизни и творчеству А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева.
Он любил вспоминать два события в жизни. Первое произошло в 1921 году, когда в родной Одессе купил два рисунка Бориса Григорьева в антикварном магазине на Дерибасовской. Илье Самойловичу было тогда 16.
Второе событие произошло через десять лет в Ленинграде. Зильберштейн работал представителем журнала «Огонек», который возглавлял Михаил Кольцов. Илья Самойлович убедил его организовать издание серии архивных документов по истории русской литературы и общественной мысли.
По его инициативе создано уникальное издание «Литературное наследство», в нем участвовали лучшие литературоведы и архивисты разных стран. Зильберштейн являлся его руководителем в течение 57 лет.
Илья Самойлович бесстрашно, почти всегда без денег, отправлялся в Париж и привозил тысячи реликвий, которые отдавали ему представители эмиграции.
В статье «Первый в мире» он писал:
Ни один истинный коллекционер не может быть безразличен к дальнейшей судьбе своего собрания. Между тем подавляющая часть личных коллекций, к тому же нередко первоклассных, существовавших в наше время как в Москве и Ленинграде, так и за рубежом, подверглись или весьма часто подвергаются бездушному и жестокому распылению, так как эти коллекции почти неизменно, за редчайшим исключением, превращались для родственников лишь в ценность материальную. Если коллекция (я, конечно, имею в виду не только собирание картин и рисунков) стала значительной и представляет интерес художественный, неизбежно одно решение: эта коллекция должна быть сохранена как единое целое. И для этого наилучшим вариантом будет создание Музея личных коллекций, куда войдет множество различного рода собраний.
Свои великолепные коллекции безвозмездно, еще при жизни, передал в музей, а это две тысячи триста произведений.