ГРАД » Этот день в истории Одессы » Знаменитая одесская лестница вошла в память человечества как Миланский собор и Эйфелева башня
Знаменитая одесская лестница вошла в память человечества как Миланский собор и Эйфелева башня
Именно так о Потемкинской лестнице писал известный писатель Юрий Олеша. Это величественное сооружение соединяет центр Одессы и порт. Это одно из главных чудес Одессы, посмотреть и прогуляться по которой, стремиться каждый турист, попавший в наш город. В этом году Потемкинской лестнице исполняется 176 лет.
Проект парадной лестницы принадлежал архитекторам Аврааму Мельникову, Франческо Боффо и Шарлю Потье и входил в планировку бульвара, проект которого в 1926 году одобрил царь Николай I. Однако строительство грандиозной лестницы началось в 1837 и завершилось в 1942 году.
Лестница построена на месте турецкой, которая была вырубленной в ракушечнике. И вела она к крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница, насчитывающая 220 ступеней и спускалась она к морским купальням.
Работы по сооружению лестницы начались в январе 1837 года. Оптимисты-руководители назначили срок в...7 месяцев. Однако строительство продлилось значительно дольше, да и бюджет, как рассказывают очевидцы был значительно превышен. На строительство всего потратили около миллиона рублей.
Осенью 1837 года для улучшения организации строительных работ была создана «комиссия по наблюдению за построением в Одессе с Приморского бульвара на набережную каменной лестницы». И только в ноябре 1841 года лестница, по мнению комиссии, «совершенно окончена», но «за исключением бассейнов и фонтанов» (для отведения грунтовых вод).
Наконец, 7 марта 1842 года строительному комитету доложили, что лестница «сдана по описи и в полной исправности».
Как выяснил в архивах Владимир Адамович Чарнецкий, лестницу принимал командир одесских арестантских рот майор Драгутин: «Арок, сложенных из штучного камня — 32, сводов между арками — 24, столбов из штучного камня — 16, заделок между фундаментами столбов — 16».
Лестница представляет собой огромный клин из триестинского серо-зеленого песчаника. Камень привозили торговые суда в качестве балласта. Опорами служат десятки свай, а каждый из десяти пролетов опирается на каменные арки на пилонах, под вторым и третьим из которых — устроены обратные арки. Поперечная устойчивость создана за счет двадцати четырех анкерных связок.
Кажется, что лестница спускается к морю на юг, в действительности ведет к северо-восточному берегу. Такой эффект достигнут из-за особенностей береговой линии Черного моря.
Первоначально было 200 ступеней, сейчас осталось 192, остальные скрыты под Приморской улицей. Интересно, что при взгляде с бульвара склон покрывают лишь разноуровневые площадки, а снизу — лишь ступени, причем боковые парапеты кажутся параллельными. Зрительный эффект достигнут за счет тонкого расчета, визуальная параллельность парапетов создана за счет значительного увеличения ширины одной ступени: на вершине холма — 13,4 м, 21,6 м — у подножия. Высота составляет 27 метров, а протяженность — 136,47 м.
Как только она ни называлась — лестницей Николаевского бульвара, Гигантской, не обошлось и без переименований в честь великих одесситов — Ришелье и Воронцова. С 1919 по 1941 год называли лестницей бульвара Фельдмана или Приморской, и наконец, стала Потёмкинской.
Произошло это благодаря Сергею Эйзенштейну, который снял знаменитую сцену расстрела людей в фильме "Броненосец Потёмкин". Подчеркнем, что расстрела в действительности не было. Об этом, в частности, написал очевидец событий Семен Бабаджан, а позднее – аргументированно доказали краеведы.
В ходе реконструкции 1933 года поврежденный песчаник заменили на розово-серый гранит, а площадки покрыли асфальтом.
26 мая 2017 года Потемкинская лестница вновь открылась после годичной реконструкции.
Проект парадной лестницы принадлежал архитекторам Аврааму Мельникову, Франческо Боффо и Шарлю Потье и входил в планировку бульвара, проект которого в 1926 году одобрил царь Николай I. Однако строительство грандиозной лестницы началось в 1837 и завершилось в 1942 году.
Лестница построена на месте турецкой, которая была вырубленной в ракушечнике. И вела она к крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница, насчитывающая 220 ступеней и спускалась она к морским купальням.
Работы по сооружению лестницы начались в январе 1837 года. Оптимисты-руководители назначили срок в...7 месяцев. Однако строительство продлилось значительно дольше, да и бюджет, как рассказывают очевидцы был значительно превышен. На строительство всего потратили около миллиона рублей.
Осенью 1837 года для улучшения организации строительных работ была создана «комиссия по наблюдению за построением в Одессе с Приморского бульвара на набережную каменной лестницы». И только в ноябре 1841 года лестница, по мнению комиссии, «совершенно окончена», но «за исключением бассейнов и фонтанов» (для отведения грунтовых вод).
Наконец, 7 марта 1842 года строительному комитету доложили, что лестница «сдана по описи и в полной исправности».
Как выяснил в архивах Владимир Адамович Чарнецкий, лестницу принимал командир одесских арестантских рот майор Драгутин: «Арок, сложенных из штучного камня — 32, сводов между арками — 24, столбов из штучного камня — 16, заделок между фундаментами столбов — 16».
Лестница представляет собой огромный клин из триестинского серо-зеленого песчаника. Камень привозили торговые суда в качестве балласта. Опорами служат десятки свай, а каждый из десяти пролетов опирается на каменные арки на пилонах, под вторым и третьим из которых — устроены обратные арки. Поперечная устойчивость создана за счет двадцати четырех анкерных связок.
Кажется, что лестница спускается к морю на юг, в действительности ведет к северо-восточному берегу. Такой эффект достигнут из-за особенностей береговой линии Черного моря.
Первоначально было 200 ступеней, сейчас осталось 192, остальные скрыты под Приморской улицей. Интересно, что при взгляде с бульвара склон покрывают лишь разноуровневые площадки, а снизу — лишь ступени, причем боковые парапеты кажутся параллельными. Зрительный эффект достигнут за счет тонкого расчета, визуальная параллельность парапетов создана за счет значительного увеличения ширины одной ступени: на вершине холма — 13,4 м, 21,6 м — у подножия. Высота составляет 27 метров, а протяженность — 136,47 м.
Как только она ни называлась — лестницей Николаевского бульвара, Гигантской, не обошлось и без переименований в честь великих одесситов — Ришелье и Воронцова. С 1919 по 1941 год называли лестницей бульвара Фельдмана или Приморской, и наконец, стала Потёмкинской.
Произошло это благодаря Сергею Эйзенштейну, который снял знаменитую сцену расстрела людей в фильме "Броненосец Потёмкин". Подчеркнем, что расстрела в действительности не было. Об этом, в частности, написал очевидец событий Семен Бабаджан, а позднее – аргументированно доказали краеведы.
В ходе реконструкции 1933 года поврежденный песчаник заменили на розово-серый гранит, а площадки покрыли асфальтом.
26 мая 2017 года Потемкинская лестница вновь открылась после годичной реконструкции.