В центре внимания 06.02.2014

Читать grad.ua в  

Игорь Розов о страстях вокруг политического устройства Украины.
На границе с Одесской областью, в Гагаузии прошел референдум. Его результаты бурно обсуждаются, как в соседней Молдове, так и у нас, в Украине. Большинство, - а явка была впечатляющей, - проголосовало за право на самоопределение в случае присоединения Молдовы к Румынии. И за вхождение в Таможенный союз. Реакция Кишинева – прогнозируемая. Там все это определили, как провокацию, зачислили в ранг простого опроса и признали референдум незаконным. В Украине с новой силой разгорелись страсти вокруг устройства страны: оставить ее унитарной или создавать федерацию? Собственно, некие моменты федерализации в Украине мы уже наблюдаем. Западные области и часть центральных - блокируют работу представителей государственной власти, создают новые органы – народные рады. Делается это под предлогом борьбы с действующим режимом, но факт остается фактом: мы наблюдаем начало распада унитарного государства, ибо общенациональное законодательство на этих территориях, - по сути, - не признается. И тут, увы, революционные лозунги ничего не меняют. Спор о федерализации Украины начинал народный депутат от «демплатформы» в первом «перестроечном» парламенте Гринев, а потом его подхватили остальные. Даже Вячеслав Черновол размышлял на эту тему. Мне приходилось с ним общаться во время его первого визита в «Южную Пальмиру». На вторничном заседании Верховной Рады о федерализации с жаром говорил лидер Компартии Украины Петр Симоненко. Часть зала, - не только его соратники, - сдержано аплодировали. Высказался по столь щекотливому для Украины вопросу глава УДАРа Виталий Кличко. Он заявил, что федерализация – путь к распаду страны. Значительная часть одесситов, особенно из числа сторонников партии «Родина», выступают за земельное устройство Украины. Мотивация здесь носит по большей части гуманитарную составляющую с экономической «приправой». У нас разные со Львовом герои, разные родные языки, а главное – мы содержим Галичину. По поводу первых двух утверждений спорить не стану. Они очевидны. По третьему выводу предлагаю задуматься. Статистика, конечно, наука скользкая, но иногда к ней, все-таки, надо присматриваться. В том же Львове начали работать несколько предприятий, собственниками которых, кстати, являются бизнесмены из России. Одессу, к примеру, та же статистика относит к дотационным городам. Мне могут возразить: мы отдаем в государственный бюджет больше, чем нам возвращают. Следовательно, за наш счет кормят другие области. Тогда, может, стоит начинать разговор не с федерализации, а с пересмотра блока законов, связанных с местным самоуправлением? Почему до сих пор мы не избираем областную исполнительную власть, а получаем «наместника» из Киева? Какой смысл в предложении выбирать председателя областного исполнительного комитета на сессиях губернского собрания, а не голосами всех жителей области? Почему бы не установить проценты отчисления в государственный бюджет, оставляя большинство заработанного на местах? Почему не позволить в городах-миллионщиках избирать начальника милиции, отдав следствие в руки профессионалов-криминалистов? Что мешает пойти на процесс избрания судей, а не на их назначение из Киева? Разве положительно не решив озвученные проблемы, мы не получим мощные органы самоуправления, которые в состоянии отстоять интересы своей территории? Думаю, последний вопрос можно было бы и не задавать…

Автор: журналіст Ігор Розов

Схожі новини

Коментарі



СМИ Украины: