НОВИНИ ГРАД » Новини » Уникальные настенные росписи в Одесском художественном музее (видео)

Уникальные настенные росписи в Одесском художественном музее (видео)

Читати grad.ua у  

В подвальном помещении Одесского художественного музея, что служит галереей «Желтые великаны», для посетителей открыт цикл тематических экскурсий на тему монументально-декоративных росписей позапрошлого века. Эти настенные росписи были открыты в подвале лишь недавно, и выяснилось, что они представляют большую историческую ценность.

Когда-то подвал Одесского художественного музея использовался для бытовых целей, потом эту площадь заняли молодые художники под экспозиции галереи «Желтые великаны», и тогда специалисты обратили внимание на настенные росписи, с использованием готического шрифта. Первоначальное предположение отнесло происхождение декора к периоду румынской оккупации. Но оно оказалось ошибочным.

Сергей Седых, замдиректора по научной работе Одесского художественного музея: Отгадка крылась в простом, шрифт, этот шрифт готический в Германии был запрещен в 30-х годах. И трудно себе представить, что кто-то бы осмелился делать роспись для немецких офицеров запрещенным высшим руководством 3-го рейха шрифтом.

Позже оказалось, что готический декор стен появился во время масштабной выставки домоустройства в 1895 году.

Сергей Седых, замдиректора по научной работе Одесского художественного музея: Это была очень масштабная выставка, которая готовилась к 100-летию Одессы, и немножко не успели, поэтому она состоялась в 1895-м году. Но это была очень масштабная выставка, которая занимала всё помещение, в котором сегодня находится музей, и также территорию, которая принадлежала Маразли, и распространялась она практически до кромки воды - до улицы Приморской.

Выставка, по словам музейщиков, была не только масштабной, но даже помпезной. Посещаемость в некоторые дни доходила до 8-ми тысяч человек, при том, что население Одессы в то время не превышало 300 тысяч. Экспозиция привлекала горожан множеством доселе невиданных новинок.

Сергей Седых, замдиректора по научной работе Одесского художественного музея: Здесь было много вещей, которые для Одессы были впервые. Это запуск, например, того же воздушного шара, «Баллон капти», как он назывался, привязанный шар. Или, например, тот же цветомузыкальный фонтан, который находился как раз с торца нашего здания.

Выставка была успешна и с коммерческой точки зрения, рассказывают специалисты. В отчетах русского технического общества говорится о доходе в 325 тысяч рублей при достаточно высокой по тем временам цене за вход порядка 40-50 копеек. Но дороговизна мало кого отпугнула, притягивал же масштаб новаций.

Сергей Седых, замдиректора по научной работе Одесского художественного музея:Всё что связано с домоустройством. Хотя там были и водомеры, и краны, и художественный отдел, и статистические отделы, часть экспозиции мы смогли показать на наших стендах, которые нам удалось найти.

Среди находок музейщиков обнаружен и неофициальный путеводитель по выставке. В те дни он был запрещен к распространению, но именно в этом документе указано, что в подвале нынешнего музея располагалась известная на то время пивная «Енни», которая и заказала роспись стен.

Сергей Седых, замдиректора по научной работе Одесского художественного музея: Эта фирма достаточно была известная, её продукция распространялась на территории всей империи, также на Дальнем Востоке, и известны поставки в Америку. Сегодня эта фирма, наверное, многим известна как «Завод пищевых концентратов», и носит она бренд, сегодня возвратила Енни Фудс.

Был установлен и автор готических росписей, украсивший пивную, дабы посетители не скучали.

Сергей Седых, замдиректора по научной работе Одесского художественного музея: Это был швейцарец Бонгане, он был единственным человеком, который мог расписывать эти росписи, и он в общем-то по технике, сюжетам, вполне соответствует имени этого мастера, который жил в Одессе.

Уникальность и ценность росписей необычайно высока, говорит специалист, поскольку такие экземпляры, не то, что в Украине, даже в Европе мало где сохранились.

Сергей Седых, замдиректора по научной работе Одесского художественного музея: Они единственные которые сегодня существуют, по крайней мере наша консультация с европейскими крупнейшими верхолами привели к тому, что они сказали, : «Наверное ваши действительно росписи уникальны, потому что время не сохранило всё что находится в Европе, они датируются 1950-ми годами» наши росписи 1895 год  

На стенах подвала четко и детально прорисованы не только люди и животные, но и выписаны известные на то время немецкие поговорки и шутливые фразы: «Кто не любит пиво, женщин и музыки, тот глупец», «Будь осторожнее, остерегайся»

Сергей Седых, замдиректора по научной работе Одесского художественного музея: Животное отличительной чертой, что у него всё еще человеческое лицо, бокал уже опрокинут, всё выпито, но он превращается в зверя. Будь осторожен, остерегайся, здесь мы видим как раз кот, который задумывается надо бокалом пива. Стоит ли ему, или стоит остеречься.

Также на стенах оставлены призывы к посетителям: «Приходите, здесь хорошо» и многие другие, почти рекламные слоганы. Рассмотреть настенные росписи можно во время работы музея, а каждую субботу здесь проходят тематические экскурсии, посвященные непосредственно монументально-декоративному наследию.


Схожі новини

Коментарі

СМИ Украины: