Алхимик цвета, художник сказочных грез и феерий » Новости Одессы | ГРАД
» » Алхимик цвета, художник сказочных грез и феерий

Алхимик цвета, художник сказочных грез и феерий

Борис Анисфельд
Будущий художник Борис Анисфельд родился в Бельцах, в семье управляющего Срула Рувиновича Анисфельда и его жены Гитли Ициковны. Родители хотели его сделать скрипачом.

АнисфельдОн учился в Одесской рисовальной школе у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди. Примечательно, что оценки получал невысокие – по мнению специалистов это свидетельствует о медленном созревании Бориса Анисфельда как художника.

В 1901 принят без экзаменов в Академию Художеств, занимался в мастерской И. Е. Репина, затем у Д. Н. Кардовского. Совет академии дважды отвергал его дипломную работу, несмотря на особое мнение профессоров В. В. Матэ, Я. Ф. Ционглинского, Д. Н. Кардовского и Ф. А. Рубо.

Звание присуждено 23 ноября 1909 за картину «Адам и Ева» благодаря личному вмешательству президента академии великой княгини Марии Павловны. В 1910 вошел в общество художников «Мир искусства» и до 1917 участвовал во всех его выставках.

Живописные поиски Анисфельда разнообразны по тематике. Он пишет картины по мифологическим и библейским сюжетам, приближается к символистам, пробует себя в портретах, пейзаже и натюрморте.

Художник получил известность живописными образами сказочных грез и феерий; писал в экспрессивной манере и стремился к эмоционально-напряженной цветовой гамме, к особой, ирреальной передаче цвета. Наиболее органичным способом самовыражения стало для него искусство театра. За красочность и магию цвета декораций Анисфельда назвали «алхимиком цвета».

Сад Гесперид
В 1907 дебютировал как сценограф, оформив спектакль «Свадьба Зобеиды» для театра Комиссаржевской. Работал для Русского балета С. П. Дягилева, исполняя декорации по эскизам Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина и Н. К. Рериха, по собственным эскизам написал декорации и костюмы к балету «Подводное царство» на музыку Римского-Корсакова. Создал также сценографию балетов «Исламей» М. А. Балакирева, «Прелюды» Ф. Листа и «Семь дочерей Горного Короля» А. А. Спендиарова, «Египетские ночи», «Видение розы» К. М. Вебера и «Сильфиды» Ф. Шопена.

Сам художник писал:
В живописи я думаю в первую очередь в цвете. Я не всегда пишу то, что вижу, но [всегда] то, что думаю… Я не всегда пишу тот цвет, который видят другие, но всегда передаю лишь то впечатление от сцены, которое у меня имеется в настоящий момент.


В сентябре 1917 Б. Анисфельд получил приглашение устроить выставку в Нью-Йорке, он с женой и дочерью покинул Петроград. Через Сибирь, Владивосток, Йокагаму и Ванкувер прибыл в США и поселился Нью-Йорке. В 1918 году устроил персональную выставку в Бруклинском музее (около 130 работ, привезенных из России), которая затем обошла 20 городов и принесла художнику известность.

Анисфельд в США
Он оформил для Метрополитен-Опера спектакли «Королева Фьяметта», «Синяя птица», «Снегурочка», «Король Лахора»; исполнил декорации к опере «Любовь к трем апельсинам», к балетам «Азиада» и «Карнавал». После переезда с семьей в Чикаго оставил работу в театре, занимался в основном станковой живописью и педагогикой. 

Б. Анисфельд
В 1933 Анисфельд испытал тяжелый удар – жена покончила с собой. Три десятилетия Анисфельд преподавал в художественном институте Чикаго.

Борис Анисфельд

Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...