Кириак Костанди – наша художественная совесть » Новости Одессы | ГРАД
» » Кириак Костанди – наша художественная совесть

Кириак Костанди – наша художественная совесть

К. К. Костанди Кириак Костанди родился в бедной многодетной семье греческого рыбака в селе Дофиновка что под Одессой. Его отец – Константин  Костантиди Василькети – был выходцем с острова Санторин. По семейным преданиям, отец художника во время плавания по Черному морю был якобы захвачен пиратами, высажен на остров, а позднее переехал в Дофиновку. Здесь он женился на дочери рыбака Фотине Филиолог. 

Кириак был шестым ребенком в семье. Ему было девять лет, когда умер отец, оставив вдову с девятью детьми. В поисках средств к существованию Кириак уехал в Одессу, работал в бакалейной лавке, в винных погребках. Каждую свободную минуту он рисовал мелом на стойке, углем или карандашом на стене. Об этом писал биограф Костанди В.Ф. Лазурский. Рисунки увидел фотограф Бюлов и взял мальчика ретушёром. Костанди было 16 лет.

В 1870 году Костанди поступил в бесплатные классы рисовальной школы Одесского общества изящных искусств. В 1873 году за предоставленные к выпускным экзаменам пять портретов, исполненных маслом, четыре натюрморта и шесть карандашных рисунков, получил серебряную медаль.

Его работы в числе лучших были посланы в Академию художеств, но для поступления в Академию у Костанди не было средств. Поступлению в Академию помог счастливый случай.

Костанди писал в автобиографии:
Проездом через Одессу, гостил у своей дочери Ольги Латри, Иван Константинович Айвазовский. Через добрейшего Бертрани, владельца литейного завода, и греческого консула И.Ю. Вутчина, я был представлен Айвазовскому, который одобрительно отозвался о моих работах, чем и повлиял на И.Ю. Вутчина, оказавшего начальную материальную поддержку. Айвазовский написал письмо на имя конференц-секретаря Академии художеств П.Ф. Исаева, в котором просил последнего обратить внимание на «труды» молодого человека… из одесских греков Кирило Костанди, имеющего большие способности.

В 1874 году Костанди успешно сдал экзамены в Академию, зачислен вольнослушателем в класс голов, в следующем году переведен в натурный класс, а в 1877 году официально стал студентом Академии в студии Павла Петровича Чистякова.

В 1879 году ему присуждена Большая серебряная медаль, в 1881 В октябре 1882 года Костанди окончил Академию со званием классного художника третьей степени и остался в Петербурге.

В 1884 году Костанди дебютировал на 12-ой Передвижной выставке картиной «У больного товарища», которую положительно оценили многие рецензенты выставки. Илья Репин тогда же посоветовал П.М. Третьякову приобрести ее для своей галереи, где она находится и сегодня.

В 1885 году Костанди вернулся в Одессу. Он был членом «Товарищества передвижных художественных выставок», одним из членов-учредителей «Товарищества южно-русских художников», более четветри века занимал пост председателя этого объединения.

Костанди – один из организаторов Одесского литературно-артистического общества и Городского музея изящных искусств (Художественный музей). В 1907 году получил звание академика.

Много лет, с 1885, преподавал в Одесском художественном училище. О нем писали, «В Костанди сочеталось терпение учителя, разум воспитателя и дарование живописца».

Костанди воспитал целую плеяду художников, среди которых Петр Нилус, Степан Колесников, Исаак Бродский, Митрофан Греков, Алексей Шовкуненко и многие другие.

Кириак Костанди – наша художественная совесть, – писал  Нилус. Художник Амшей Нюренберг: «Для нас, учеников Костанди, имя его – символ не только замечательного художника и великолепного педагога, но и чудесного человека.

Все приобретает в искусстве Костанди какой-то только ему присущий, волнующий поэтический смысл. Поэзия Костанди – особенная. Это поэзия, прошедшая через требовательный ум и строгий вкус, поэзия, очищенная от всяких условностей и наигранностей. Вот почему костандиевская поэзия не гаснет и не стареет. Костанди первый открыл тонкую и горячую красоту одесского пейзажа. И теперь вся одесская природа как будто носит на себе легкую печать его изумительного глаза, взволнованного сердца. Левитан открыл поэзию северной природы. Костанди – южной».

В 1889 году художник женился на Ефросинии Кузьминичны Князевой. В семье было девять детей.

С 1917 года, продолжая преподавательскую работу, Кириак Костанди назначается директором Одесского городского художественного музея.

В начале 1920 года состояние художника значительно ухудшилось и врачи посоветовали ему не перегружать себя работой и летом отдохнуть на даче. Последнее лето Костанди провел на своей даче, на Большом Фонтане, написал немало этюдов.

Осенью Костанди вновь приступил к работе в училище и музее, но вскоре опять заболел и был направлен в санаторий на Французском бульваре.

Несмотря на лечение, 31 октября 1921 года художник умер в возрасте 69 лет. Первоначально похоронен на Первом христианском кладбище; 20 мая 1935 года останки Кириака Костанди перезахоронены на Втором христианском кладбище.

Творческое наследие художника осталось у жены, после смерти Ефросинии Кузьминичны в 1947 году, картины, эскизы и рисунки поделили наследники и постепенно стали продавать – в музеи и частные коллекции. Впрочем, в 1976 году дочь художника Любовь Кириаковна передала в фонд Одесского художественного музея 73 рисунка и 29 этюдов. Картины Костанди находятся также в музеях Киева, Москвы и Петербурга.

Имя носит улица в Одессе и художественная школа.




В 2010 года во дворе дома № 46 на улице Пастера, где Костанди жил в 1910-1911 годах открыт памятник художнику.
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...