Первые автогонки по маршруту Одесса – Николаев – Одесса » Новости Одессы | ГРАД
» » Первые автогонки по маршруту Одесса – Николаев – Одесса

Первые автогонки по маршруту Одесса – Николаев – Одесса

Момент гонки Одесса - Николаев - Одесса
Известно, что в деле развития автомобилизма, как и авиации, Одесса была в числе первых в стране. 

Так, первый автомобиль привез в Одессу редактор-издатель «Одесского листка» В.В. Навроцкий. Это был «Бенц» на высоких колесах с массивными шинами. Позднее появились паровые «Линон», «Серполэ» (так называли тогда Серполле), трехколесный «Дион-Бутон». В основном, они были выписаны хозяином велосипедного магазина Фердинандом Цорном. Он вместе с другими предпринимателями открыл первый гараж-мастерскую по адресу: улица Полицейская №2.

Добавим, барон А.А. Рено был представителем фирм «Дион-Бутон» и  «Берлие» на Юге России. 

Гонка 1907 года
Первые автогонки организованы усилиями известных в Одессе людей – Навроцкий, Рено, Цорн. 

Для проведения соревнований в 1907 были разработаны «Правила» из 12 пунктов. В частности, оговаривалось условие: участники обязаны сделать все возможное, чтобы не нанести вреда прохожим и проезжим, через населенные пункты идти медленным ходом. 

Каждому гонщику выдали план дороги

Маршрут гонки
Участников разделили на 4 категории сообразно с типом и мощностью машин.
1. Мотоциклетки и трициклы
2. Автомобили и вуатюретки ниже 12 сил
3. Автомобили от 12 до 23 сил включительно
4. Автомобили в 24 силы и выше

Для первой категории участников подписная цена 5 руб., со 2-ой – 15, 3-я – 25 и 4-я – 50 руб.


Призы учреждены по 3 на каждую категорию и один за абсолютную скорость пробега Одесса – Николаев. Они представляли собой ценные золотые и серебряные вещи для владельцев, жетоны и почетные дипломы для «шофферов».

За абсолютную скорость – Почетный кубок Ф. Цорна автовладельцу, золотой жетон и диплом на звание чемпиона – водителю.  Трофей получает хозяин авто или мотоциклета и хранит до следующей гонки.

На Кубке гравировали фамилии владельца, шофера, фабрику (т.е. фирма-производитель) и результат. Трехкратный победитель в этой номинации имел право получить Кубок Цорна в собственность.

Вопросами награждения, соблюдением правил и разрешением проблем ведала специальная комиссия, которую избирал комитет гонки.

участники гонки
«Одесские новости» 24 сентября (по новому стилю) опубликовали большой отчет-репортаж о событии.
Старт для больших автомобилей был устроен в конце Московской улицы, у границы Одесского градоначальства. Здесь была разбита красивая палатка, около которой находился официальный хронометрист г. Гекман, председатель гоночной комиссии К. Л. Маковецкий, князь П. А. Абамелик, секретариат, члены комитета и корреспонденты, для которых М. М. Аснаш любезно предоставил автомобиль «Дорак».

К 6 часам утра к старту подает свой «Мерседес» Ф. М. Юрьевич. Он несколько взволнован. Особенно нервничает в ожидании сигнала шофер Охотский. Ровно в 6 часов дан сигнал. Отпуская флаг, князь Абамелик кричит: «Пошел!». Момент – и «Мерседес», развивая полный ход, стрелой вылетает на подъем и скрывается с глаз.

В 6 час. 15 мин. дан старт для «Дион-Бутона», за рулем которого сидит барон А. А. Рено, а рядом с ним механик Бранловский. Барон лихо принимает старт.

Участники гонки
Участвовали 28 автомобилей. Победили итальянцы, доктор Либеро Верчелли и инженер Луиджи Петрилло. На автомобиле «Флоренция» («Florentia», производитель Fabbrica di Automobili Florentia),  они преодолели 124 версты за 1 час 56 минут 16 секунд. 

Победители и призеры
Автомобили «Флоренция» выпускались с 1903 по 1912 год. В 1907 завод производил 4 модели, которые относили к категории grand lux: 20/30 HP; 30/35 HP; 40/50 HP; 40 HP, 6-тицилиндровый двигатель.

В заключение немного об Александре Александровиче Рено. Барон, отставной офицер, представитель четвертого поколения семьи, приехавшей в Россию еще в 18-м веке. Он оставил след в истории не только Одессы, но и Николаева. Рено владели недвижимостью и  обширными землями в обоих городах.

Барон Рено - крайний справа
Что касается его дальнейшей судьбы, ничего конкретного не известно. Впрочем, судя по тому, что его брат Михаил покинул Россию, а несколько родственников воевали в Гражданскую на стороне белых, можно предположить, что Александр Александрович Рено эмигрировал либо погиб.
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...