Первенец парусного спорта в Одессе » Новости Одессы | ГРАД
» » Первенец парусного спорта в Одессе

Первенец парусного спорта в Одессе

Черноморский яхт-клуб
Одесский яхт-клуб имел интересную предысторию. Краевед Олег Губарь обнаружил в газете «Одесский вестник» сообщение:
Как бы в подтверждение заявленного газетой слуха об учреждении в Одессе отделения С-Петербургского яхт-клуба мы имеем в виду описать гонку мелких судов, состоявшуюся 19-го июня, которая доказала на деле, что в Одессе есть моряки-любители, готовые принять самое живое и существенное участие в осуществлении столь полезной мысли.

В упомянутой гонке принимал участие бот «Мечта» градоначальника Бухарина, его копия (судна, а не градоначальника), принадлежавшая контр-адмиралу Чихачеву, 2 катера – РОПИТа и капитана одесской Практической гавани.


Первый устав яхт-клуба издан 12 сентября 1875 года. Яхт-клуб подчинялся Морскому ведомству, которое возглавлял великий князь Константин Николаевич. 

Возглавлял клуб командор – контр-адмирал Н. М. Чихачев. Вице-командором избран М. Н. Бухарин, сын одесского градоначальника. Пост казначея занял М. М. Кожевников, секретаря – Н. А. Бушен, начальника гавани – Н. Л. Добровольский.
Организационная структура копировала английские образцы. Желающий стать членом клуба должен был внести единовременно 100 рублей, ежегодные суммы составляли 30 рублей. Устав не допускал членства в клубе женщин, воспитанников учебных заведений, юнкеров и нижних воинских чинов. В качестве формы для яхтсменов рекомендовали морской мундир, но без погон.

На собраниях 9 и 12 ноября 1875 года избраны почетные члены яхт-клуба и его руководящие органы. После учредительного собрания членами Яхт-Клуба принято 23 лица. В том же году поздней осенью проведена первая официальная парусная гонка, на которую выделили 200 рублей призовых. 

Черноморский яхт-клуб располагался в Практической гавани Одесского порта. В первый год существования клуба было всего четыре судна – тот самый бот «Мечта», тендер «Отдых» контр-адмирала Н. М. Чихачева, тендер «Радость» М. Н. Бухарина и шхуна «Вареник» Г. С. Суппичичи.

Но уже с 1876 года в гонках участвовали от 6 до 8 судов. В дальнейшем количество судов все возрастало – шхуна «Скиталец» (барон В. А. Масс), шхуна «Нелли» (семейство Анатра), тендер «София» (Фальц-Фейны), палубный бот «Кармен» (Санценбахер), тендер «Ксения» (владельцы частного пароходства Трапани), палубный бот «Чудак» (виноторговец К. Ц. Гинанда), палубный бот «Дельфин» (ресторатор Магенер).


В юбилейном 1905 году (клубу сорок лет) насчитывалось уже 18 парусных яхт, 4 паровых судна и 40 гребных лодок и моторов.

Черноморский яхт-клуб несомненно сыграл положительную роль в развитии парусного спорта на Черном море, подав пример для создания подобных клубов. В 1888 появился яхт-клуб в Николаеве, в 1892 — в Севастополе; несколько позднее открылись феодосийский и херсонский яхт-клубы.

Нужно сказать, что в 1897 году в Одессе появился еще один яхт-клуб – Екатерининский. Два клуба сосуществовали до 1917 года, когда спортивное хождение под парусами потеряло актуальность.
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...