Первая Народная артистка » Новости Одессы | ГРАД
» » Первая Народная артистка

Первая Народная артистка

Мария Заньковецкая
Марию Заньковецкую ставили на один уровень с мировыми звездами театра. Александр III предлагал работу в Императорском театре, поклонниками ее таланта были Л. Толстой, А. Чехов, И. Нечуй-Левицкий, К. Станиславский, П. Чайковский.

Мария росла в селе Заньки Нежинского уезда Черниговской губернии, отец – Константин Константинович Адасовский, обедневший помещик. Она окончила гимназию в Чернигове.

С юности выступала в любительских концертах. В 17 лет Мария вышла замуж за военного, артиллерийского офицера А. Хлыстова, и уехала с ним в Бессарабию.

В 1882 году состоялся дебют на профессиональной сцене — в опере «Наталка Полтавка», в Елисаветграде. Красивый голос – меццо-сопрано – способствовал успеху.

Родители ее не считали актерскую профессию серьезной профессией, отец запретил выступать под фамилией Адасовская. По названию села, в котором она выросла, Мария взяла псевдоним – Заньковецкая. Муж Марии считал, что призвание женщины – быть домохозяйкой и матерью. Она выбрала сцену.


Служила в крупнейших труппах под руководством М. Л. Кропивницкого, М. П. Старицкого, Н. К. Садовского, П. К. Саксаганского, И. К. Карпенко-Карого. 

С огромным успехом играла несколько сезонов в Одессе – в Оперном театре, в театре Саксаганского «Гармония» и Русском театре.


Один из современников так ее описывал:
Женщина среднего роста, хорошего телосложения, вся её фигура немного наклонена вперед, подвижная, пластически выразительная, особенно руки. Не столько красивая, сколько очаровательная. Одухотворенное бледное лицо с высоким лбом. Над всем лицом господствуют большие, молодые, очень красивые темно-карие глаза.

Чехов писал восторженно:
Это не артистка, а волшебница какая-то. Она смотрит на меня волшебными цыганскими глазами. Просто-таки волшебство в ней есть, это же не глаза, а озера бездонные.

В 1893 году в Одессе постановкой оперы «Пиковая дама» дирижировал автор, П.И. Чайковский. Актеры во главе с Марией Заньковецкой преподнесли ему венок с надписью на ленте: «Смертные – бессмертному».

Спустя некоторое время Петр Ильич видел Марию Константиновну в роли Софии (пьеса Карпенко-Карого «Бесталанная»). После спектакля великий композитор торжественно вручил ей венок. На нем была надпись: «Марии Константиновне Заньковецкой – бессмертной от смертного».

Огромно влияние Заньковецкой на известного режиссера Василия Василько, именем которого назван Одесский академический украинский музыкально-драматический театр. Он писал:
Я утверждаю, что это была актриса огромной вдохновенной силы, глубокой интеллигентности, большой культуры и образованности. Ее высказывания об искусстве и отдельные роли поражали глубиной анализа и неожиданной оригинальностью.

Мария Константиновна не была педагогом, никогда не читала лекций, но ее практические советы и показы всегда были очень интересными и глубокими.

В 1912 году в Одессе отмечалось 30-летие творческой деятельности Заньковецкой. С огромным успехом прошли в Одессе в 1915 году гастроли труппы Ивана Марьяненко с участием Заньковецкой.

В 1907 году вместе с Садовским организовала первый профессиональный стационарный украинский театр в Киеве. 

В 1922 году она стала первой актрисой, получившей звание Народной артистки Украинской ССР.

Из-за тяжелой болезни Мария Константиновна вскоре оставила сцену. Умерла Мария Заньковецкая 4 октября 1934 года в Киеве. Похоронена на Байковом кладбище.

Именем Заньковецкой назван Украинский драматический театр во Львове. В Киеве в одном из скверов установлен памятник актрисе. В Киеве, Одессе , Ужгороде, Чернигове, Черновцах, Нежине и Луцке её именем названы улицы.

Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...