Создатель первой субмарины » Новости Одессы | ГРАД
» » Создатель первой субмарины

Создатель первой субмарины

Степан Карлович Джевецкий
Степан Карлович Джевецкий, (Стефан Казимирович Джевецкий, таково его настоящее имя)  построил и испытал в Одессе подводную лодку, первую в Российской империи.

Родился Стефан в Волынской губернии в очень богатой и знатной дворянской семье. Детство и юность провел в Париже, окончил Центральное инженерное училище. Его родители владели обширными поместьями с лесными угодьями на Волыни и большим участком земли с фруктовым садом и роскошной дачей на Малом Фонтане в Одессе. У них было несколько домов в Варшаве, квартиры в Петербурге и Париже. 

По воспоминаниям друзей, выпускник Центрального инженерного училища Степан Джевецкий был «остроумным, изящным, прекрасно образованным, почти французом, вхожим в высшее общество Варшавы и окружение наместника великого князя Константина». Однако вне этого круга он посвящал досуг науке и изобретательству.

В инженерном училище Степан дружил с Гюставом Эйфелем, архитектором знаменитой башни. Еще одним другом Джевецкого стал знаменитый кораблестроитель, академик А.Н.Крылов. 

В русско-турецкую войну Джевецкий поступил добровольцем на военный пароход «Веста» Черноморского флота. 11 июля 1877 года произошел жестокий бой  с турецким броненосцем «Фехти-Булленд». В столкновении с бронированным чудом военной мысли того времени русский пароход был буквально изрешечен и большая часть экипажа погибла. Матрос Степан Джевецкий получил «солдатского Георгия» за храбрость (которым он очень гордился) и повод подумать о методах борьбы со столь опасным противником.

Степан Карлович после того боя был демобилизован и уехал в Одессу. Здесь он разработал первый проект боевой подводной лодки.

Летом 1878 года Степан Джевецкий лично испытывал подводный аппарат, названный «Подаскаф», в Одесской гавани.

Однажды под днищем яхты «Эреклик» он зацепился рубкой за киль судна. По воспоминаниям Степана Карловича, только везение спасло изобретателя и его детище.

Субмарина была оборудована велосипедным приводом, запаса воздуха хватало на 20 минут, но она могла погружаться на глубину около 14 метров и выполнять боевые задания.

Голова подводника находилась в специальном колпаке со стеклянными окошками. Для прикрепления мины к днищу неприятельского корабля служили два рукава, имевшие резиновые перчатки.

Мины представляли собой два контейнера, прикрепленных по бокам корпуса подлодки. Мины имели нулевую плавучесть и были снабжены водушными присосками для крепления к подводной части корпуса жертвы. Каждая мина содержала по 25 кг динамита и приводилась в действие традиционным электрозапалом, замыкаемым по проводам из лодки.

Узнав о подводной лодке, вице-адмирал Н.А.Аркас прибыл в Одессу, где Джевецкий продемонстрировал свое детище. Конструктор после двадцати минут «блуждания» в поисках баржи, находившейся от него в 200 метрах, смог закрепить мину и взорвать ее. Восхищенный адмирал телеграфировал в Петербург о появлении нового чудо-оружия.
На основе одесского образца и рекомендаций комиссии флота Джевецкий разработал проект более крупной подводной лодки (для четырех человек). Новая лодка названа «Подводный минный аппарат». Джевецкий отвез ее в Гатчину на Серебряное озеро, вода которого абсолютно прозрачна. 

Зная, что Александр III неразлучен с царицей Марией Федоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей — любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой и вышли на середину озера, а Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею. Наконец шлюпка подошла к пристани… Джевецкий с ловкостью пристал, открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав (по-французски): «Это дань Нептуна вашему величеству». Царица пришла в восторг…, царь остался очень доволен….

Для Военного ведомства Джевецкий предложил новую модификацию лодки. Водоизмещение составляло 11,5 т, а длина 6 м. В итоге Военное ведомство дало Джевецкому заказ на 50 подводных лодок.Это была первая в мире крупносерийная постройка подводных лодок. 

С 1877 по 1909 год,  Джевецкий спроектировал 11 подводных лодок, часть из которых была построена. Заслуживает внимания проект «подводного и надводного миноносца», поданный на конкурс французского Морского ведомства.

В начале 90-х годов XIX века Джевецкий продал петербургскую квартиру, коллекциюразличных раритетов, выручив приличную сумму. На эти деньги в предместье Парижа он купил отель с запущенным садом и большим пустырем, на котором построил по собственному проекту прекрасную виллу. Здесь он занялся изобретательством и научной работой.

Степан Карлович изобрел много механизмов, устройств и приборов. Оригинальным и прибыльным оказался изобретенный им бортовой откидной торпедный аппарат. Джевецкий продал свой патент французскому и российскому морским ведомствам. В 1892 г. этот аппарат был принят во французском, а в 1903 г. и в русском флоте. Эти торпедные аппараты применялись на французских и итальянских подводных лодках вплоть до начала Второй Мировой войны.

Еще в конце XIX века Степан Казимирович увлекся авиацией. Он первым опубликовал несколько работ по теории полета птиц и аэропланов, установив условия, при которых аппарат может взлетать и совершать полеты. Джевецкий по праву считается основоположником теории авиации. 
Академик А.Н.Крылов называл его «дедушкой русской авиации».

Джевецкий умер 23 апреля 1938 года, в 95 лет. За несколько дней до этого в Парижской академии наук была прочитана его последняя научная работа.

Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...