Первый абстракционист Одессы » Новости Одессы | ГРАД
» » Первый абстракционист Одессы

Первый абстракционист Одессы

Олега Соколова называли первым абстракционистом Одессы. Он учился в Одесском художественном училище до войны, ушел на фронт, был тяжело ранен. После войны учился во Львовском институте прикладного и декоративного искусства, затем вновь в Одессе, у Т. Фраермана. Соколов 35 лет работал в одесском Музее западного и восточного искусства: научным сотрудником, заведующим экспозицией.
 
Олег Аркадьевич в начале 60-х создал клуб «Цвет, музыка, слово» имени Чюрлениса. Там обсуждались современные культуроведческие проблемы без политического контекста.

Его творчество знали далеко за границами Одессы: в Москве работы Соколова были в знаменитых коллекциях Бориса Слуцкого и Евгения Евтушенко, в Литве он был известен благодаря клубу Чюрлениса, а в Казани статьи о нем писал теоретик цветомузыки Булат Галеев.
Круг его интересов был существенно шире. Сначала значительное место занимал символизм с элементами модерна. Тогда же созданы прекрасные эротические серии. 

Абстрактное искусство было любимой формой творчества. На смену экспрессивным цветовым волнам пришли небольшие геометрические формы – квадраты, треугольники, круги, черно-белые или чистых цветов, пересекаемые отрезками прямых линий и расположенные на монохромных поверхностях в различных композиционных соотношениях. Созданные произведения поражают каллиграфической точностью пропорций и соотношений цветов.


Затем Соколов стал использовать в произведениях коллаж, вводя в абстрактные композиции вырезки из газет и элементы фото, цифры и буквы, научные символы и знаки, комбинируя эти элементы с геометрическими фигурами и линиями на фоне цветных участков и пятен. Иногда художник использовал в коллажах природные объекты (например, листья деревьев). 
Наиболее сложными стали коллажи, в которых автор совмещал тексты (в основном поэзию) и живопись. Особенно интересны работы, в которых Олег Соколов использовал свои стихи (он был глубоким, неординарным поэтом). 


Вот что о Соколове пишет Евгений Голубовский:
Олег Аркадьевич Соколов при жизни был частью легенды Одессы. Казалось, он обладал секретом вечной молодости. И в пятьдесят, и в семьдесят лет был ироничен, неистощим на выдумки, розыгрыши, был общественно отзывчив. Но, конечно же, прежде всего, он был художником.

И этим был интересен. Менялись стили, увлечения, моды, а интерес к нему как к личности, к его творчеству не исчезал – и дело тут в том, что он умел предвидеть изменения вкусов, что новаторство его было не поддельное, а естественное, что сам поиск новых форм никогда не мог приостановиться, так как остановка – смерть творчества. Художник – это способ жить. И этим способом он владел виртуозно.

Олег Соколов был экспериментатором. Удивительное сочетание: художник-новатор был одновременно музейным работником. Он ценил Рембрандта и Дюрера не меньше и не больше, чем Кандинского и Малевича. Для него это было живое древо искусства, где каждая веточка плодоносит, где единая корневая система, а потому так важен общий уровень культуры, противостоящий энтропии – разрушению духа.

Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
новости партнеров