» » «Кочевник» – летающие лодки на Черном море



«Кочевник» – летающие лодки на Черном море


7 июля 1944 года состоялся первый боевой вылет самолетов «PBN-1 Nomad» ВВС Краснознаменного Черноморского флота. Экипажи Коваля и Какаурова отправились на разведку. Эскадрилья была разбита на две группы, которые базировались в Одессе и Севастополе. Основные направления – дальняя разведка, противолодочное патрулирование и спасательные операции.


Например, 19 августа капитан Коваль, сев на волну в 4 балла, спас пилота сбитого истребителя, в тот же день капитан Какауров подобрал другого летчика. 20 августа майор Мельников и капитан Князев спасли экипажи двух Пе-2, еще и сбили вражескую летающую лодку-истребитель.


По информации источников, к 1944 года были потеряны 588 из 859 имеющихся к июню 41-го гидропланов. На Черном море уцелело всего 15 летающих лодок. Тяжелые потери практически не возмещались промышленностью, которую направили на удовлетворение потребностей истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации.


За помощью обратились к союзникам, в первую очередь к США, которые начались поставки «летающей лодки» PBY «Catalina» фирмы Consolidated. Это машины, хорошо зарекомендовавшие себя в боевых действиях над Атлантикой и на Тихом океане.

При этом поступали самолеты модификации PBN-1 «Номад», которую завод NAF в Филадельфии стал строить в 1943 году.

«Номад» (кочевник) – модификация РВY-5А, отличавшаяся очертаниями днища. Носовую часть удлинили и заострили. Первый редан стал косым, второй переместился более чем на метр назад, за ним появился и третий. PBN-1 получил новое крыло, соответствующее взлетной массе 17 237 кг, с увеличенной емкостью топливных баков, доработанными законцовками крыла и стойками поплавков. Все это существенно улучшило мореходность лодки и ее взлетно-посадочные характеристики.


Вооружение увеличилось до трех и более пулеметов калибра 12,7 мм (только подфюзеляжная стрелковая точка сохранила пулемет винтовочного калибра), носовая турель стала закругленной, ввели систему непрерывной подачи боеприпасов.

Для перегона гидросамолетов был создан совершенно секретный проект «Зебра».

Для Черноморскому флота гидросамолеты следовали по маршруту Элизабет-Сити — Севастополь, общая протяженность 18 685 километров. Машины летели из США в Бразилию, чтобы пересечь Атлантический океан в самой узкой части. Затем над странами Северной Африки, Ближнего Востока, Ирана летчики прибывали в Поти или Баку, оттуда их перебрасывали в Севастополь.


Примечательно, что для выполнения боевых задач на море применялись чуть ли не все типы самолетов ВВС ВМФ. Это Ил-4 и МБР-2, «Бостоны» и «Киттихауки», Пе-3 и Ил-2..Ко всем были претензии, все имели недостатки.

Только PBN-1 «Nomad» справлялся отлично – многочисленный экипаж имел хороший обзор; у гироплана большой диапазон рабочих скоростей, мощное вооружение, прочный планер, возможность садиться в открытом море; оборудование, превосходящее отечественное по уровню.
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
новости партнеров