» » Вагон на канате на одесском склоне



Вагон на канате на одесском склоне


19 июня 1902 года начал работать одесский фуникулер (по-латыни funiculus — верёвка, канат). Проект «механического подъёмного пути с Приморской улицы на бульвар» предложил молодой инженер Николай Константинович Пятницкий. В 1895 году он написал в городскую Управу Одессы просьбу о «предоставлении ему сооружения» такого пути.


Скудные источники сообщают, что родился Н. К. Пятницкий в 1871 году в Одессе, в семье директора 2-й гимназии действительного статского советника Константина Андреевича Пятницкого. Окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. Еще известно о том, что в начале 20-х он руководил восстановлением порта в Николаеве  и исполнял обязанности начальника порта.

Возвращаясь к фуникулеру, отметим, в то время работами в Одессе руководил Пятницкий  вместе с архитектором Александром Барышниковым. Этот специалист впоследствии «приложил руку» к строительству фуникулера в Киеве.

Два вагончика вместимостью 35 человек каждый, доставленные из Парижа, катились по одноколейному рельсовому пути, облегчив спуск и подъём по склону.


Движение шло по «маятниковой» схеме – спускающийся вагон помогает вагону, двигающемуся вверх.


Устройство не называли фуникулером, именовали «подъёмной машиной». Проезд стоил 2 копейки.


В 1919 году «подъёмная машина» перестала функционировать и вернулась только в 1926. Во второй раз фуникулер остановился в связи с началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, и был запущен через четыре года после её окончания.


Со временем оригинальное транспортное средство пришло в негодность. Городское руководство, решив, что ремонт путей и замена вагончиков — дело слишком хлопотное и дорогое, постановило ликвидировать фуникулер. Поэтому в 1969 году фуникулер закрыли, а в следующем году на его месте появился эскалатор.


Он продержался почти три десятка лет: упразднили его в 1997 году. С начала 90-х годов механизм работал только на подъём.
Строительство нового подъемника началось в 1998, но первые пассажиры смогли поехать только 2 сентября 2005 года.


Впрочем, несмотря на традиционное название, теперь это двойной наклонный лифт. Каждый вагон двигается независимо, по собственной колее.

Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
новости партнеров