Первый автобус в Одессе » Новости Одессы | ГРАД
» » Первый автобус в Одессе

Первый автобус в Одессе


Еще в 1925 году одесская газета «Известия» писала:
На трамвае курсирует 120 вагонов, перевозящих 90 тыс. пассажиров в день. Первые три автобуса ожидаются из-за границы в начале будущего года.

Так и произошло. 20 апреля 1926 года в Одессе начали перевозку пассажиров автобусами. Автобусы приобрели в Германии и доставили в Одессу морем, в разобранном виде. Собраны машины уже в нашем городе. Они имели деревянную крышу цвета слоновой кости, мягкие сиденья на 40 человек и очень резкий сигнал, пугавший поначалу одесситов, не привыкших к этому достижению технической мысли. Первый автобус приехал в центр города с Пересыпи, остановился у здания горисполкома, где состоялся торжественный митинг.

Летом того же года открыт еще один маршрут: Садовая – улица Троцкого (Советской Армии, Преображенская) – Дерибасовская.  Там работали три машины.

Позднее, все в том же 1926, автобусы ходили также по линии «Тираспольская — Австрийский пляж» (летний маршрут, что соответствует современным обычаям). С окончанием купального сезона движение началось от Тираспольской до пассажирского вокзала».

Что касается стоимости проезда, то в 1928 году, на «летнем» маршруте от Тираспольской площади до  Таможни цена билета была 15 копеек, до пляжа — 20 копеек. В 1929 начали курсировать 4 автобуса между городом и Куяльником. Стоимость билета была такая же, как в трамваях 25 копеек.

Самое интересное, автобусы какого производителя первыми поехали по Одессе? К сожалению, конкретных данных обнаружить не удалось. Первые годы автобусных перевозок в СССР отличались крайней пестротой машинного парка. Это и британские Leyland, итальянские SPA, германские Büssing, Mannesman-Mulag, VOMAG.


Например, в Ленинграде первые 24-местные автобусы состояли из шасси грузовиков VOMAG и кузова работы местного авторемонтного завода.
В Одессе могли работать автобусы фирм Krupp или Büssing (например, Motorbus Typ VI), компании VOMAG – Omnibus P20 f P 30 z, или даже модель 1925 года Vomag C 3 A.

Главное, что положение вскоре стало меняться коренным образом. Уже в 1928 году в журнале "За рулем" появилась следующая статья, «АВТОБУСЫ у МОРЯ (От специального корреспондента). Ближе всех к морю завод им. Дзержинского — бывший одесский ремонтный автомобильный завод. Давно уже он от маленького ремонта перешел к массовому автомобильному производству, давно выросли его корпуса, и от автомобилей завод перешел к автобусам. После московского АМО завод им. Дзержинского один из мощных созидателей советского автомобиля.

Главный инженер Дыренков восторженно говорит:
Вы подумайте, первый автобус с мотором стоил нам 18 тыс. руб. Английский "Лейланд" до разрыва сношений с Англией обходился в 28 тыс. руб., после разрыва в 52 тыс. Но ведь последующие автобусы стоят уже не 18, а 10—12 тыс. руб. А теперь мы доведем стоимость кузова до 5.800 руб. вместо сметной цены 6.600 руб.

Моторы — из Италии. Все остальное делается в Одессе. Работа по организации производства автобусов была очень тяжелой. Достаточно сказать, что Автопромторг не позаботился даже устроить на заводе отопления. Для планомерной систематической работы по кузовостроению на заводе нужно было устроить печи и произвести переоборудование для увеличения рабочей площади.
Все же завод за год стал на ноги.

Необходимо отметить, что завод им. Дзержинского выпускает автобусы более прочные, изящные, легкие и вместительные, чем автобусы заграничные. Автобусы системы инж. Дыренкова более приспособлены к советским дорогам.

«... Живет и крепнет завод. Огромные автобусы стройно стоят в цехах. Их полируют, чистят, красят. Медленно ползут сверху вниз на кранах готовые клетки, каркасы вагона и опускаются на длинные шасси. Дружно работают цеха. Строятся новые помещения для новых цехов. У завода огромное будущее. Пока приходится выписывать из-за границы только моторы и части к ним. Все остальное будет делаться здесь. Советские автобусы и автомобили, изготовленные у моря, не уступят заграничным».
Д. Маллори

Интересным человеком оказался главный инженер Николай Иванович Дыренков. Он родился в 1893 году в крестьянской семье, в деревне Малая Режа Мологского уезда (Ярославская губерния).


Он работал в Рыбинске, затем 10 лет инженером на Ижорском заводе. В 1928 году для народного комиссариата здравоохранения Украины он спроектировал и построил железнодорожный автовагон с двигателем внутреннего сгорания. За год вагон успешно прошел 6,5 тысяч километров. Вдохновленный успехом, Дыренков направил в Реввоенсовет СССР письмо с предложением построить средний колесно-гусеничный танк собственной конструкции. Инициатива была поддержана. Параллельно он был главным инженером Одесского авторемонтного завода.

Уже в 1930 под руководством Дыренкова сформировано Опытно-конструкторское и испытательное бюро РККА. Николай Дыренков вошел в историю как пионер советского танкостроения – автор и разработчик более 50 проектов танков и бронемашин.

Это, в частности разведывательный бронеавтомобиль Д-8 его модификация Д-12, танк Д-4, а также мотоброневагоны, бронедрезины, вездеходы.
Соединение, укомплектованное броневиками Д-8, принимало участие в войне с Финляндией.


Впрочем, особых лавров он не снискал. В 1937 году Н.И. Дыренков был арестован, 9 декабря того же года обвинен в «участии в диверсионно-террористической деятельности», приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

В начале 1980-х годов в журнале «Танкостроитель» опубликованы воспоминания о Николае Дыренкове. Вот что писала его дочь Ирина:
Отец был скромным. Любил музыку, увлекался рисованием маслом, пером, карандашом. При этом, как всякий мужчина того времени, умел обращаться с оружием, метко стрелял. У него был талант к языкам. Овладел сразу несколькими языками, правда, читал со словарем. Но высшего образования так и не получил. Самоучка. В жизни был знаком со многими знаменитостями: К.Э. Циолковским, полярником Г.А. Седовым, кинорежиссером С.М. Эйзенштейном. Теплая дружба связывала отца с кинорежиссером А.П. Довженко….

Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...