» » Барышня и хулиган. Одесский вариант



Барышня и хулиган. Одесский вариант


Одесская киностудия художественных фильмов начала съемку картины  «Весна на Заречной улице». Об это писала одесская пресса в 1956 году. С 11 апреля  съемки фильма проходили в Запорожье на заводе «Днепроспецсталь».

Кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог Марлен Хуциев вспоминал спустя годы:
Вы не представляете, какие мы были молодые, Феликс Миронер невероятно талантливый человек, его сценарий — основа картины. Фильм в основном сделан вгиковцами. Мы все знали дуруг друга по нашему институту, и из вгиковцев сложилась съемочная группа: Коля Рыбников, Гена Юхтин, Петр Тодоровский и Валя Пугачева, и Римма Шорохова — тоже ВГИК, и отсутствующий навсегда Феликс Миронер и оператор Радомир Василевский — тоже ВГИК. Мы собрались этой командой, и в Одессу нас позвал весьма своеобразный и, несмотря на сложный характер, замечательный человек Александр Валентинович Горский, знавший нашу мастерскую Игоря Савченко еще по практике на Киевской киностудии, где он был директором. Горский повздорил с Хрущевым, тот снял его с должности и отправил в Одессу. В ссылку. Как Пушкина. А в Одессе в то время была даже не студия, а кинофабрика. И возрождать студию Горский пригласил нас.  


Вокруг «Весны на Заречной улице» много мифов. Один из них — дескать, музыку к этому фильму писал Тодоровский, а композитор Борис Мокроусов ее просто обработал. Но это не так. Эта мелодия была в спектакле Театра Вахтангова «Макар Дубрава» (пьеса А. Корнейчука о шахтерах) — с другим текстом. Спектакль сняли с репертуара, и замечательная мелодия осталась бесхозной. Но она нашла вторую, а может быть, главную жизнь в ленте «Весна на Заречной улице». Текст написал замечательнеший поэт Алексей Фатьянов, который рано ушел из жизни.

К слову, работа в киноленте стала третьей для Нины Ивановой. Дебютировала она школьницей в фильме «Жила-была девочка» (1944 год). В 50-ых училась в медицинском институте и снялась студенческой короткометражке «Надя». Ее увидел Хуциев, который как раз искал героиню в «Весну на Заречной улице». Игра Нины настолько впечатлила режиссера, что он утвердил девушку на роль в своей картине.


Фамилию главному герою режиссеры Марлен Хуциев и автор сценария Феликс Миронер дали в честь своего мастера во ВГИКе Игоря Андреевича Савченко.


У Николая Рыбникова опыт был побольше, это и эпизоды, и главная роль в картине «Чужая родня». Но именно роль Саши Савченко принесла актеру славу и всенародную любовь.  Вживаться в образ заводского рабочего Рыбникову помогал 23-летний Григорий Пометун, впоследствии ставший заслуженным сталеваром УССР.


Съемки фильма велись в общей сложности более двух лет – с 1953 по 1955 год. Наиболее значительная часть работы прошла в Запорожье: на заводах «Запорожсталь», «Днепроспецсталь». Кроме того, группа работала в школах рабочей молодёжи, в парке, Дворце культуры имени Кирова.


Некоторые сцены снимались в Одессе (в парке Победы). 

«Сценарий Феликса Миронера пролежал в Одессе два года. В процессе съемок на режиссеров валились упреки в мелкотемье и бытовщине, а когда отснятая лента была привезена в Москву, И. Пырьев объявил ее неореалистической вариацией на тему «Барышня и хулиган».


«В истории сталевара Саши Савченко и его любви к учительнице Тане Левченко, в этой лирической повести «Весны на Заречной улице» критика, встретив картину тепло и доброжелательно оценив талант режиссера, однако, обратила внимание прежде всего на правду быта. Вот эта детальная, неприкрашенная, откровенная правда обстановки, когда на экране чуть не впервые за два десятилетия предстали обычные, заставленные вещами, перенаселенные дома рабочего поселка, грязь на улицах, и набитый до отказа класс вечерней рабочей школы, и весьма убогие развлечения вечеринок и выпивок, и провинциальная «излишеская» роскошь заводского клуба, — эта подробно и точно воспроизведенная среда навела критиков на мысль, что перед ними режиссер-бытописатель, к тому же еще сильно увлекшийся работой итальянцев. Сегодня в «Весне на Заречной улице» нас поразит, быть может, трудная и живительная страсть Саши Савченко, так сильно и темпераментно сыгранная Н. Рыбниковым. Любовь, что будто ломает суставы, гонит человека с мета на место, и он ходит потерянный, с искаженным судорогой лицом». 
Киновед Нея Зоркая

Фильм посмотрели 30 миллионов зрителей (2-е место в прокате, уступил только итальянской мелодраме «Утраченные грёзы»).

В 2011-м году вышла цветная версия «Весны на Заречной улице». Черно-белый фильм был колоризирован при непосредственном участии режиссера Марлена Хуциева.
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
новости партнеров