» » Трамвай построить – это не ешака купить



Трамвай построить – это не ешака купить

19-03-2018, 08:22

«С сегодняшнего дня официально преступлено к сооружению в городе электрического трамвая. Первая линия пройдет по территории открывающейся летом выставки. Постройку всей сети предполагают закончить в два года.»
Газета «Русское слово»


Строго говоря, электротрамвай появился еще в 1907 году. Торжественное открытие состоялось 9 августа – линия соединила Дачу Ковалевского с селом Ольгино (Люстдорф). Однако оба этих пункта не входили в черту города.


Еще в конце XIX века Бельгийское общество предлагало одесским властям провести переустройство пассажирских линий конной тяги на электричество. Городская Дума предложение отклонило. Рациональное зерно в таком шаге имелось. Переход от «конки» к трамваю на электротяге требовал огромных затрат.

Одесские власти должны были заплатить 10 миллионов рублей бельгийцам за работающую систему перевозок «лошадиными силами» и вложить 7 с половиной миллионов в перестройку. Бельгийцы, работая на перспективу, соорудили линию в Люстдорфе, затратив на 3 с половиной километра 100 тысяч рублей. Удачный бизнес-прием создал им солидную фору перед потенциальными конкурентами. Недаром, первым трамвайным королём считается Эдуар Отле. В его компанию входили «Cie des Tramways de Moscou et Russie», «Societe anonyme Des Tramways D`Odessa», «Tramways de Kharkoff» и еще несколько десятков в разных странах.


Только в 1908 одесские власти решили действовать. Договор «О переустройстве линий конно-железных дорог» с Бельгийским Акционерным Обществом Одесских конно-железных дорог в лице уполномоченного Общества, представителя в России – инженера Раймонда Легоде – подписан 15 апреля 1908 года.

Главная контора по сооружению трамвая находилась в доме Переца (Пушкинская, 5). Как оказалось, кроме собственно путей, подвижного состава, необходимо было построить электрическую станцию, 3 депо: на Куликовом поле (в районе Привоза), Большом Вокзале (Товарная) и Слободке-Романовке; 5 подстанций: на Херсонской улице, Слободке-Романовке, Куликовом поле, 9-й станции парового трамвая и в Аркадии.


Первой линией стала «выставочная». Ведь в 1910 году в Одессе открывалась фабрично-заводская, сельскохозяйственная и художественная выставка. торжественное открытие первой линии ссостоялось 24 сентября 1910 года.


Первые вагоны были иностранного производства – «Nivelles», «Ateliers de Godarville», «La Croyere».


Строительство электрифицированной трамвайной сети в центре города завершилось в концу 1912 года. Открылось движение по Ришельевской и Преображенской линиям, на Большой Вокзал по Прохоровской, в порт по Приморской. Проект в общей сложности обошелся в 12 миллионов рублей. Построили 141 павильон и 42 станционных навеса.



Автор публикации: Дмитрий Хазан
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

новости партнеров