30 ноября. В Одессе заработал электрический маяк

1867 год. Начал работу электрический маяк, первый в Российской империи и четвертый в мире. Работу маяка обеспечивали два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока, источником света служили электродуговые лампы Фукко и Соррена.

30 ноября. В Одессе заработал электрический маяк 

Первый в Одессе маяк, именуемый «Одесским», появился в 1827 году на мысе Большого фонтана. Строился вместе со Свято-Успенским Патриаршим мужским монастырем на землях, подаренных молдавским дворянином Александром Теутулом. Столь широкий жест был вызван весьма печальными обстоятельствами: недалеко от владений Теутула разбился о прибрежные скалы корабль, следовавший в Одессу. Моряки ошибочно приняли за огни маяка костры, разжигаемые ночью в поместье.

30 ноября. В Одессе заработал электрический маяк 

Строительством маяка руководил французский военный инженер Жюст Гаюи. Соответствующее всем критериям того времени сооружение высотой 61 метр было видно с моря на очень большом расстоянии. На случай туманной погоды маяк оборудовали сиреной системы Сан-Галли. На вершине маяка, перед рефлекторами, установили 13 ламп, работающих на сурепковом (рапсовом) масле, и огонь маяка был виден на 20 миль. 

30 ноября. В Одессе заработал электрический маяк

В 1867 году освещение маяка стало электрическим. Маяк прослужил 74 года, но из-за оползней, которые в Одессе происходят довольно часто, было принято решение перенести его вглубь плато. В 1901 году был установлен новый железный маяк французского производства: более высокий, и более современный. Старый, уже не функционирующий маяк, простоял до 1933 года, после чего был взорван. Новый «французский» маяк просуществовал вплоть до начала 1990-х, после чего его разобрали из соображений безопасности.

 

1909 год. Сегодня аэроклуб устроил свободный полет аэростата Жильбера специально для бывшего шаха, выразившего желание ознакомится с воздухоплаванием. В полет участвовал один из приближенных Магомета-Али, на обязанность которого было возложено передать бывшему шаху свои ощущения и впечатления. Благодаря теплому, солнечному дню, полет удался великолепно. Магомет-Али с большим интересом смотрел на приготовления и долго следил за скрывающимся шаром. В ближайшие дни Магомет-Али с супругой собираются совершить морскую прогулку.

1911 год. Слухи и факты. С большим трудом можно разговаривать по одесскому телефону. В особенности ночью. Телефонные барышни заставляют подолгу ждать. Говорят – засыпают, бедные, от переутомления. Штат недостаточный. Жалко барышень, Но жалко также и абонентов. Заправилы телефонного общества! Пощадите и барышень и абонентов. Увеличьте штат.             

 

1912 год.„ОДЕССКАЯ” ШУТКА. Жертвой „одесской“ шутки сделалась вчера семья Я.И.Кулика, прожив. в д. Вассала по Канатной ул. Г. Кулик, член совета духовных правлений, владеет двумя домами. Вчера к дому, где проживаете» г. Кулик, подъехала линейка Малороссийской погребальной конторы Е. Голубецкой. На линейке находился простой черный гроб. Двое служителей-мортусов вошло в квартиру и справились о покойнике. В семье произошел переполох. От испуга женщины попадали в обморок. По словам мортусов, в погребальную контору явилась красивая, хорошо одетая дама и сделала заказ на бедные похороны. Дав в задаток 5 руб. неизвестная указала адрес г. Кулика, куда и просила направить гроб. О случае заявлено полиции.

1924 год. За долголетнюю и неутомимую работу по воз­рождению Красного воздушного флота летчи­ка-конструктора В. Н. Хиони наградить орде­ном Красного Знамени. На общем собрании рабочих з-да им. Октябрьской ре­волюции (б. Гена) состоялось чествование т. Хиони и передача ему ордена. «Известия».

 

Василий Николаевич Хиони, одессит греческого происхождения, является одним из первых российских летчиков и конструкторов самолетов. Летному делу учился во Франции. По возвращении в Россию становится инструктором Одесского аэроклуба. Свой первый самолет Хиони построил в 1912 г. В дальнейшем участвовал в деятельности завода Анатра как конструктор и летчик-испытатель.

 

В 1916 Хиони предложил проект двухмоторного, двухфюзеляжного самолета на базе «Анаде». Самолет получил обозначение «Анадва» ВХ или «Двухвостка», при постройке впервые использовали корабельные технологии. Летом 1921 года одесский авиазавод, под обозначением Государственные авиамастерские № 7, включили в число действующих предприятий, а Хиони назначили главным конструктором. Он восстановил свой двухфюзеляжный самолет под обозначением «Хиони» № 4. Машина подверглась дополнительным улучшениям. По отзывам летчиков, «Хиони» № 4 был послушен в управлении, имел короткий разбег и хорошую скороподъемность.  В 1923 самолет передали в летную школу в Серпухове, где он эксплуатировался в качестве учебного аппарата. Дальнейшего развития не имел.

30 ноября. В Одессе заработал электрический маяк 

14 декабря 1937 года В.Н. Хиони был арестован органами НКВД. Ему предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Греции. Василий Николаевич Хиони приговорен к высшей мере наказания, расстрелян 22 февраля 1938 года. В.Н. Хиони посмертно реабилитирован 6 мая 1958 года.

Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

новости партнеров

Реклама