НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » 13 ноября. Городские власти забыли о воспитанниках средних учебных заведений

13 ноября. Городские власти забыли о воспитанниках средних учебных заведений

Читати grad.ua у  

1850 год. По благословению Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического состоялось освящение и открытие «богадельни сердобольных сестер». С 1859 года, по императорскому приказу стала носить имя основателя — Александра Скарлатовича Стурдзы.

Тайный советник А.С. Стурдза (1791-1854) — известный писатель, политический и общественный деятель. Дипломат, историк, социолог и педагог, философ и богослов А.С. Стурдза оставил более 80 произведений. В 1839 году Александр Стурдза участвовал в создании Общества истории и древностей. Также был действительным членом Императорского общества сельского хозяйства южной России. На собственные средства в 1846 году А.С. Стурдза построил церковь Воскресения Христова на Фонтане, вблизи могилы сестры - Роксандры Эдлинг. Тогда же Стурдза работал над проектом уникального благотворительного заведения, где должны оказывать бесплатную медицинскую помощь беднейшим слоям населения.

1856 год. Родился Владимир Васильевич Якунин. Окончил 3-ю Одесскую гимназию и Елизаветинское кавалерийское училище. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. С 1883 – председатель Одесской уездной земской управы, гласный Херсонского губернского земского собрания, почетный мировой судья Одесского уезда. В 1901 был избран предводителем дворянства Одесского уезда.

В 1906 утвержден в должности самарского губернатора.  Затем - исполняющий должность Екатеринославского губернатора. За время службы награжден орденами Св. Анны 2, 3, 4 степеней, Св. Станислава 1, 2, 3 степеней, Св. Владимира 3, 4 степеней. По одним данным, умер 8 марта 1913 года, по другим – еще в 1917 году жил в Одессе по адресу: ул. Херсонская, д. 29, кв. 20. Дальнейшая его судьба неизвестна.

1864 год. В селе Нейбург Либентальского округа Одесского уезда родился архитектор Христиан Людвигович Бейтельсбахер.  Окончил Немецкое реальное училище святого Павла в Одессе и архитектурное отделение королевского Саксонского института в Дрездене. В 1901 Бейтельсбахер проектирует одно из зданий Стурдзовской общины сердобольных сестер (Базарная,2). С 1902 по 1903 строится доходный дом А.Е. Гагарина (Екатерининская,2).Шедевр архитектора — здание ресторана Ушера Сигала в Аркадии.

В 1911 он проектирует мастерские пробково-линолеумного завода "Викандер и Ларсон" (завод "Большевик"), в 1912 - магазин той же фирмы (Ришельевская, 26), в 1913 - конторское здание Черноморского канатного завода по улице Водопроводной, 16; филиалы фирм "Скороход" и "Треугольник"; дом И. Гена на Маразлиевской. Х.Бейтельсбахер принимал участие в строительстве Одесского главпочтамта. В 1914 году с началом Первой мировой войны Х. Бейтельспахер уезжает в Германию, в Дрезден, где выполняет проекты зданий в городах Саксонии, Тюрингии и Австрии. Христиан Готлибович Бейтельспахер умер 29 ноября 1929 года в городе Германштадт.

1906 год. В семье капельмейстера Гренадерского Грузинского полка появился на свет Георгий Иосифович Свобода. Инженер-полковник артиллерии, участник первого боевого применения радара в зенитной артиллерии ПВО СССР.  В семье было 5 детей, Георгий - самый младший. Два старших брата погибли во время Гражданской войны, сражаясь в Белой армии. Отец скрывал службу в царской армии. Семья жила в основном тем, что отец продавал многочисленные награды и иногда подрабатывал руководством оркестрами для различных советских учреждений.

В начале Отечественной войны капитан Свобода получил задание подготовить для боевого использования новейшую радиолокационную станцию GL-МкII из Англии. Она поступила без документации и без технического сопровождения. Это задание Г. И. Свобода выполнил. В сентябре 1941 года впервые в СССР в боевой обстановке был применен радар. За работу по внедрению радиолокационной техники в практику ПВО Свобода награждён двумя орденами Боевого Красного знамени и двумя орденами Красной звезды. Умер 9 февраля 1986 года.

1911 год. В семье бухгалтера родился писатель Михаил Ефимович  Штительман. В 1914 году семья переехала в Ростов-на-Дону. С раннего возраста занимался писательской работой, ещё в школе организовал литературный журнал «Всходы». С конца 1920-х годов работал подносчиком на заводе в Ростове-на-Дону, а с начала 30-х годов — в одной из туапсинских газет. Одновременно учился на литературном факультете педагогического института. В 1934 году в Ростове Михаил Штительман опубликовал первый сборник рассказов «Сын родился», в 1936 году в Москве —сборник «Рассказы о друзьях».

 

В 1938 году вышла его самая известная книга —«Повесть о детстве», впоследствии неоднократно переизданная и поставленная в театрах под названием «Мальчик из местечка». В начале Великой Отечественной войны М. Штительман добровольцем отправился на фронт. В октябре 1941 года погиб в бою под Вязьмой. Долгое время он считался пропавшим без вести и лишь в 1980 году ростовские поисковики обнаружили его могилу. Александр Фадеев называл его советским Шолом-Алейхемом.

1912 год. Слухи и факты. Пикантное происшествие разыгралось на днях в одном из центральных иллюзионов. Швейцар иллюзиона обратил внимание на одного господина, нервно шагавшего у входа. На осторожный вопрос: в чем дело? Незнакомец рассказал, что с револьвером выжидает свою неверную жену, которая в иллюзионе смотрит картины со своим любовником. Опасаясь неприятной истории, швейцар передал об этом управляющему. Последний, воспользовавшийся наступившей в иллюзионе тьмой, сообщил публике о случае и просил... если имеются такие пары в зале убраться по добру по здорову из театра черным ходом. Интересно отметить, что из зала тотчас-же вышло черным ходом... 16 парочек.  

1912 год. Стоит выйти из дому в восьмом часу утра, чтобы сделаться свидетелем возмущающей душу картины. Воспитанники и воспитанницы средних учебных заведений на всех остановочных станциях ожидают под дождем и на ветре прихода вагонов электрического трамвая. При приближении вагона с добрый десяток детишек бросаются навстречу и стараются на ходу вскочить на площадку. Вагоны переполнены. В лучшем случае дверцы оказываются закрытыми, а не то кондуктора пинками в грудь сбрасывают малышей на мостовую. Одно время говорили о специальных ученических вагонах по утрам, притом в гораздо большем количестве, нежели теперь, да что-то замолчали. А пора-бы подумать о малышах хотя-бы теперь, когда дело идет к зиме.




Схожі новини

Коментарі

СМИ Украины: