1 сентября. Пожар на теплоходе «Победа»

1899 год. Торжественный молебен в новосозданном Одесском кадетском корпусе. Временно размещался в Сабанских казармах на Канатной улице. по результатам экзаменов в первый класс корпуса были зачислены 68 человек. директор корпуса генерал-майор М. Е. Дерюгин.

1 сентября. Пожар на теплоходе «Победа»

 

1904 год. Начал работу «Подвижный музей наглядных учебных пособий» при Одесском отделении РТО. В музее находились коллекции образцов приборов и препаратов по различным сферам искусства, отраслям знаний, технических, промышленных и кустарных производств. Музейную ценность представляли наглядные учебные пособия, мастерские по изготовлению пособий и библиотека. Музей служил своеобразным центральным складом учебных пособий региона, из которого выдавались пособия на временное пользование.

 

При музее были устроены мастерские по изготовлению наглядных пособий. В зоологической мастерской выполнялись макро- и микроскопические препараты по зоологии и другим областям естествознания. Физико-механическая мастерская принимала заказы на изготовление физических приборов, принадлежностей для лабораторий и научных кабинетов. В диапозитивной мастерской изготавливали черно-белые и цветные диапозитивы. Цены на приборы и пособия, производимые мастерскими для продажи, были значительно ниже, чем у других фирм. Музей бесплатно обслуживал народные школы, вечерние, воскресные и субботние курсы для рабочих; все остальные учебные заведения — за плату. Постоянные посетители имели абонементные билеты. Музей работал в вечернее время с 1 сентября по 1 июня (учебный год).

 

 

1927 год. Родился математик Юрий Львович Шмульян, в семье Льва Петровича (Пинхусовича) Шмульяна и Агаты Абрамовны Рухельман. Отец был учёным-медиком, офтальмологом, пионером пересадки роговицы в СССР. Окончил Одесский университет. преподавал в Житомирском пединституте (кафедра высшей математики) и Харьковском университете. Профессор кафедры высшей математики в Одесском институте инженеров морского флота.  Основные труды в области теории операторов. Скоропостижно умер в Одессе от инсульта в 1990 году. Жена — Голод Леся Наумовна (род. 1926), учитель математики, участница боевых действий во Второй мировой войне.

 

1948 год. На пассажирском судне «Победа», во время рейса Нью-Йорк  — Одесса,   вспыхнул пожар. Погибли 42 человека: два члена экипажа — буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников, 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей; среди них китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц). О пожаре на теплоходе и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину.

 

Пожар возник в кладовой, из-за искры при перемотке пленки кинофильмов, там также хранились 2 тысячи патефонных пластинок. В помещении загорелось всё, раскаленный воздух выбил дверь, огненный смерч охватил коридор, по вертикальным шахтам лестницы достиг верхнего мостика. огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Затем начал распространяться по жилым помещениям, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Тушением занимались несколько самостоятельных, случайных групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда подошли спасатели, основной пожар погасили. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу.

 

Первоначально судно имело название «Магдалена». построено в городе Данциг в 1928 году. В военное время уже под именем «Иберия» служило плавбазой ВМФ Германии в Киле. После войны теплоход получил британский флот. Но 18 февраля 1946 г., «Иберия», не пострадавшая в военных действиях, по репарации была передана СССР в Черноморское морское пароходство. Лайнер получил новое наименование — «Победа». Работало на линии Одесса — Нью-Йорк, возглавлял экипаж капитан дальнего плавания Николай Адамович Пахолок.

 

В 1949 состоялся закрытый суд над виновниками. Ими признаны нештатный киномеханик Коваленко, его помощник - матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и помощники, радист, не передавший сигнал SOS, диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков — к десяти, радист Веденеев — к восьми. Строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: приговорён к 25 годам лишения свободы — тогдашней высшей мере.

 

«Победа» продолжала работать в ЧМП на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов она числилась среди лучших судов пароходства. В 1956 году теплоход «Победа» отправился в первый круиз вокруг Европы. На борту находились номенклатурные работники, множество писателей, в том числе Константин Паустовский, ученые, журналисты. В 1962 году, во время Карибского кризиса, судно использовали для перевозки советских войск на Кубу. В конце 1970-х годов списано из состава флота и утилизировано в городе Читтагонг (Бангладеш).

Теплоход «Победа» в 1968 году снимался в комедии Леонида Гайдая — «Бриллиантовая рука» как «Михаил Светлов». Именно на палубе «Победы», через 20 лет после трагедии Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения.

 

1 сентября. Пожар на теплоходе «Победа»

Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

новости партнеров

Реклама